Порядок прохождения границ экипажем яхты.

Катера береговой охраны Израиля на празднике Пасхи в Герцлии

Для россиян вопрос пересечения границ - вполне злободневный. Мы привыкли к тому, что пограничные власти любых стран создают нам неудобства, порой непреодолимые. Как действовать при пересечении морских границ? Есть ли тут какая либо закономерность или надо отправляться просто по тому маршруту, куда вас отправит первый же полицейский когда вы ошвартуетесь в порту?

1. Порядок входа в страну.

Общие принципы. Экипаж яхты должен соблюсти правила визового режима страны входа. Если это страна, визу в которую надо получить заранее – так и следует сделать. Визы не оформляют лишь те команды, которые работают профессионально на судах, прописаны на эти суда или приписаны к пароходству, судовой компании и имеют, вместо общегражданского паспорта так называемый «паспорт моряка». 

Кроме того,  яхта, впрочем, как и любое другое судно, заявляющее о своей просьбе зайти в какую – либо страну, должна выполнить определенные действия, подтверждающие её просьбу и лояльность к законам этой страны.

Во-первых, яхта должна поднять флаги под правой краспицей: 

- Флаг страны, в которую просится зайти

- Флаг “Q” («Кебек») международного свода символов, означающий: «Прошу предоставить мне свободную практику, у меня нет зараженных людей на борту. Поднятием флага “Q” вы также заявляете о своем обязательстве исполнять законы страны, уважать её традиции.

Во-вторых, выполнить предписанные правила входа в воды этой страны. Эти правила описаны в лоциях, извещениях ИМО, кодексах самих стран. В любом случае, яхта должна следовать в порт, который декларирован страной в качестве открытого для входа. То есть такой порт, который может принимать решение об открытии границы для судов и их экипажей.  Разумеется, прежде чем отправиться в ту или иную страну надо их знать. Также надо знать и некоторые специальные правила входа в страны. 

Несколько примеров таких правил:

  1. Израиль. За 50 миль выйти на связь с береговой охраной на 16-м канале и следовать их инструкциям. Они могут назначить и порт захода. Кстати говоря, Израильтяне считают своими внутренними  водами  50 мильную,  зону (против принятых в большинстве стран 12ти). Поэтому и связываться нужно при входе в неё.

  2. Италия. Следовать на удалении более 2-х миль от берега за исключением входа в порт.

  3. Мальта. Выйти на 16-м канале VHF при входе в 12 мильную зону. Далее следовать их инструкциям.

Ошвартовавшись в порту, можно начать процедуру «открытия границы». Прежде всего, следует отметить, что процедуру можно поручить выполнить агенту, которого без труда можно найти в любом порту. Однако ответственность за результат его действий все жнее будет лежать на вас. Разумеется, услуги агента платные.

В некоторых странах есть некоторые отличия этой процедуры, и она может быть не такой как описано ниже. Однако в целом во всех странах путь либо похож, либо близок:

  1. Доктор. Он убеждается в том, что зараженных людей действительно нет.

  2. Таможня. Сотрудник таможни следит за законностью ввозимого груза и самого судна. У него же можно оплатить налог на плавание в водах страны захода («транзит лог»).

  3. Начальник порта. “Harbor master”. Служба начальника порта контролирует квалификацию экипажа, соответствие всех систем судна требованиям всех надзорных органов страны, регламентирует движение в порту и предоставляет прогноз погоды. 

  4. Полиция (паспортный контроль). Эта служба справляется о паспортном режиме каждого члена экипажа. 

После положительного решения полиции судно можно считать вошедшим в страну на срок, оговоренный визами или «транзит логом».

2. Порядок прохода транзитом через воды страны

Общие принципы. Экипаж яхты должен соблюсти правила провоза грузов через воды через воды страны транзита. Декларируя лояльность к этим законам, яхта должна вывесить под правой краспицей государственный флаг страны транзита и под ним – флаг “T” («тангоу»). 

Флаг “T” «читается» следующим образом: «У меня нет грузов, запрещенных к провозу в ваших водах, прошу дать мне транзитный проход через ваши воды».

Вы можете следовать в водах этой страны, если нет особых правил, связанных с походом в данной акватории.  Разумеется, вы должны понимать, что береговая охрана может и имеет право досмотреть яхту, как и любое судно, следующее в её водах на предмет соответствия заявленной декларации. 

3. Правила плавания внутри страны, предоставившей свободную практику.

Яхта и его экипаж действуют на основании законов страны, в которую его впустили. В большинстве стран порядок очень простой – в каждом порту следует предоставить начальнику порта “Crew List”  (Судовую роль), то есть список членов команды. Начальник порта предписывает и все дальнейшие ваши действия. К нему вы отправляетесь и с Crew List и со всеми имеющимися документами на судно и паспортами членов команды.

Таким образом, если экипаж меняется, то есть появились новые или списались старые члены команды, то Начальник порта будет в курсе.

4. Выход из страны, предоставившей свободную практику.

Для того, что бы выйти из страны, необходимо похожие процедуры, что и при вылете из аэропорта. Различие заключается в том, что вместе с вами на выезд оформляется яхта, как судно.

Вам придется явиться:

  1. В полицию, для того, что бы власти станы убедились ов том, что ваш экипаж соблюдал законы страны пребывания.

  2. В таможню. Там прояснять сущность предполагаемого вывоза судна и груза на предмет соответствия установленным законам. Попросту говоря проверку пройдет яхта, то есть её документы.

  3. Посетить начальника порта, который вправе удостовериться в чем угодно, однако будет пристрастно наблюдать за соответствием вашей квалификации намеченному маршруту, в создавшихся погодных условиях и судоходной обстановке.

  4. Со всеми санкциями о положительном решении явиться повторно в полицию для закрытия виз экипажа в стране пребывания.

Отправить заявку / задать вопрос