Программа подготовки ВФПС

Программа «DAY SKIPPER» утверждена президиумом ВФПС (протокол от 29 мая 2010 г.)

Подробнее об обучении смотрите на основной странице нашей школы.

1. Ведение

Цель занятия: создать у соискателя знания об этом виде развлечения и полное представление о всех областях его регулирования и об ответственности судоводителя. Также соискатель должен представлять объем программы подготовки, условия успешной квалификации и основные, базовые термины в этой области деятельности.

Теория

Темы: Признание квалификации ВФПС, материальная ответственность, страховой договор, ИМО, МППСС, ГМССБ. «Хорошая морская практика» и обязанность следовать ей в процессе обучения. Классификация яхт и парусного вооружения. Термины: «судно», «яхта», «судно с механическим двигателем», «парусное судно», «судно на ходу», «марина». Изучить основные этапы развития парусного спорта в мире и в России.

Практика

Осмотреть различные типы яхт: килевая яхта, швертбот, компромисс, много корпусник. Осмотреть различные типы парусного вооружения: бермудский, гафельный шлюп, кеч, йол, шхуна, осмотреть основные части килевой яхты. Ознакомиться с квалификационными свидетельствами капитана инструктора, с судовыми документами.

яхта из алюминия
яхта из цемента
деревянная яхта

2. Безопасность

Цель занятия: твердые знания и навыки с области безопасности при плавании на парусных судах, знания о спасательных операциях и сигналах бедствия.

Теория

Темы для изучения: Правила использования индивидуальные и командные спасательные средства. Порядок действия экипажа по команде «Человек за бортом!», «Шкипер за бортом!» днем и ночью, примеры спасательной операции. Опасные места на яхте. Правила оказания помощи судну, терпящему бедствие. Приемы снятия яхты с мели. Подготовка яхты к шквалу. Экипировка и морская болезнь.

Практика

Инструктаж по безопасности. Изучение расположения спасательных индивидуальных и командных средств, приобретение навыков использования спасательных жилетов, привязных ремней, подгонка по размеру. Наработка навыков хранения и выдачи спасательных средств. Зоны для хранения сухой и штормовой одежды, использование кисы. Тренировка подхода к человеку за бортом под двигателем, под парусами. Тренировка подъема человека из воды на борт в сознании и без сознания.

3. Теория парусного судна

Цель занятия: получить знания и навыки настройки парусов в различных режимах и на разных курсах, усвоение маневров и поворотов в различных командных ролях.

Теория

Темы: паразитная парусность, явление возникновения аэродинамической силы, форма паруса, виды аэродинамического сопротивление, взаимное влияние парусов. Правила настройки парусов в различных режимах, на всех курсах и различной силе ветра. Вымпельный ветер, зависимость аэродинамической силы от удлинения, пуза и угла атаки. Влияние подъёмной силы и лобового сопротивления на силу тяги и силу дрейфа на разных курсах. Понятия: галс, острые курсы, бейдевинд крутой и полный, галфвинд, полные курсы бакштаг, фордевинд, положение левентик. Маневры: уваливание, приведение к ветру. Повороты оверштаг, фордевинд.

Практика

Настройка парусов в разных режимах, рулежка «по кромке ветра» по заполаскиванию и по колдунам, работа на шкотах, отработка маневров и поворотов, настройка профиля паруса. Работа с тросами освоение терминов: «слабина», «выбрать», «подобрать», «обтянуть», «травить», «потравить», «заложить», «закрепить», «отдать», «раздёрнуть».

4. Управление яхтой

Цель занятия: создать базовые знания и твердые навыки во всех областях управления яхтой: ход под двигателем и парусами, подъём, уборка и настройка парусов в различных режимах, швартова и отход, постановка и снятие с якоря, дрейф.

Теория

Основы теории корабля. Инерция, плавучесть, статическая и динамическая остойчивость, Сравнительные характеристики швертботов, катамаранов и килевых яхт. Гидродинамическая сила, её составляющие, расположение, динамика роста на разных курсах и скоростях. Управление курсом, правила швартовки, постановки/снятия с якоря.

Практика

Отработка навыков работы в команде при отходе от пирса, швартовке лагом, кормой с мурингом и с помощью якоря. Работа якорной лебедки, постановка и снятие с якоря. Настройка парусов, освоение баланса яхты, привод и уваливание, как они передаются на румпель или на штурвал. Циркуляция, управляемость яхты.

управление яхтой
управление яхтой

5. Парусное вооружение

Цель занятия: создать у соискателя твердые знания о парусном вооружении и обучить практически его использовать в плавании.

Теория

Темы: устройство бермудского шлюпа, топового и дробного. Рангоут, стоячий и бегучий такеллаж, паруса. Основные и дополнительные. Устройство парусов и материалы. Особенности проводки и такелажа многокорпусных яхт. Приёмы изменения формы, профиля и площади парусов. Скручивание (твист), способы его настройки. Выбор места расположения кип для стаксель-шкотов, места крепления гика-шкотов. Лебёдки, тали, их назначение, выигрыш в силе.

Практика

Постановка и уборка парусов в различных командных ролях (шкотовый, фаловый, рулевой, баковый), рифление, настройка твиста и профиля грота и стакселя. Вооружение и разоружение яхты, работа на лебедках и талях, правила работы на тросах, со стопорами, командная работа на тросах.

6. Узлы

Цель занятия: получить знания о применении узлов в различных такелажных схемах. Получить навыки вязания основных узлов, бухтовки тросов, наложение марок.

Теория

Понятия ходовой, коренной конец, конструкция плетеных и тросов с оплеткой, материалы для изготовления тросов, виды узлов, предназначение тех или иных узлов. Наработка навыков вязки узлов: предназначенные для связывания тросов одинаковой и разной толщины, 2-3 варианта незатягивающиеся и затягивающихся петель, марки и бухтовка. Наработка навыков навески кранцев и швартовых операций.

7. Системы яхты

Цель занятия: создать у соискателя представление об основных системах яхт, знания о нормах расходования ресурсов и привычку контролировать уровень ресурсов и динамику их расходования. Создать устойчивые навыки управления и контролирования состояния систем.

Теория

-Темы: наружная и внутренняя архитектура яхт, водяные, электрические системы, спасательная системы. Система обеспечения плавания (навигационное оборудование, карты, средства наблюдения и связи, огни, знаки, флаги и световые сигналы). Виды ресурсов, нормы расходования ресурсов.

Практика

Ознакомление с палубным и под палубным пространством. Осмотреть моторный отсек, осмотреть компоновку двигателя и редуктора, гальюн, рундуки, и другие объемы яхты. Ознакомиться со спасательной, водяной, топливной, электрической систему яхты. Отработать навык контролирования систем и ресурсов яхты. Выработать навык сбережения ресурсов и проведения трапез в морских традициях.

8. Планирование

Цель занятия: создать у курсанта основы знаний в области навигации и навык работы в качестве помощника штурмана при определении места судна. А также в этом занятии создаются знания и навыки ведения наблюдения за погодными тенденциями, навигационными опасностями и участниками судовождения.

Теория

Темы: Компас, румбы, градусы, курс, пеленг. Морская карта, координаты, прогноз погоды, приборы наблюдения. Определение места, приборы для обсервации, понятие «счисление». Наработка навыков выполнения предварительной и исполнительных прокладок на бумажной карте. Наработка навыков использования электронных карт, прокладка, снятие пеленгов, измерения по электронным картам в приложениях.

Практика

Отработка навыков наблюдения, взятие пеленгов, выявление судов с неизменным пеленгом, обсервовывания в виду одного, двух ориентиров, по глубине, по счислению. Распознавание знаков латеральной и кардинальной системы ограждения опасностей. «Чтение» огней маяков, пользование лоцией, расчета времени достижения точек повороты и порта прибытия, навыка выполнения доклада капитану (6 пунктов). Отработка навыка экономии ресурсов, контроля за силами (утомлением) команды.

Navionics
морские карты

9. Метеорология

Цель занятия: создать знания об основных климатических механизмах на планете, механизмах образования пассатов, муссонов, депрессий, суточных и локальных ветров. Создать навык наблюдения за погодой и составлять собственный прогноз погоды на основании показаний приборов наблюдения, карты фактической погоды и собственных наблюдений.

Теория

Параметры описывающие погодные явления в поверхностном слое атмосферы Земли. Глобальные погодные районы планеты. Физические причины образования климатических зон. Механизм образования пассатов и муссонов. Возникновение депрессий в южном и северном полушариях. Давление, сила ветра и другие параметры слабых средних и глубоких депрессий. Схема прохождения холодного и теплого фронтов через наблюдателя в вертикальном разрезе. Прохождение депрессии через наблюдателя в северном полушарии в плане. Механизм образования бризов. Влияние рельефа местности на ветер. Якление конвекции и использование локальных ветров в регатах.

Практика

Прогнозирование на берегу в своем регионе, в рамках курса изучения теории. Прогнозирование в практическом плавании, наблюдение за погодными явлениями. Измерение барических тенденций. Анализ прогнозирования. Прием прогнозов по VHF, бумажные, электронные прогнозы.

10. Основы МППСC

Цель занятия: изучение правил в теории и на практике, получено общее представление о правилах, освоен «язык» МППСС, безошибочное толкование правил в наиболее частых случаях расхождения судов в море, несения огней и знаков. Соискатель по результатам тестирования должен:

  1. Распознавать часто встречающиеся типы судов днем и ночью.
  2. Принимать однозначно правильные решения при выборе маневра расхождения.
  3. Организовывать наблюдение в соответствии с условиями плавания.
  4. Выставлять огни и знаки своего судна своевременно и в соответствии с МППСС.

Теория

Части МППСС 72, разделы части B, термины «суда на виду друг у друга», «судно на ходу». Наблюдение. (Пр. 5.) Выявление опасности столкновения. Приоритеты (правило 18 a.). Правила расхождения при неизменном пеленге (Пр. 15, 16, 17) и при следовании прямо или почти прямо друг на друга (Пр. 14.) Обгон судов (Пр. 13.). Расхождение парусных судов на виду друг у друга (Пр.12.). Действия судоводителя для предупреждения столкновения (Пр. 8.). Действия при плавании в узкостях, при обгоне судов.

Сектора свечения ходовых огней. Огни судов: с механическим двигателем на ходу, парусным судам на ходу и судам на веслах, суда, стоящие на якоре или на мели. Знаки МППСС и их размеры. Когда выставляют огни и знаки, предписанные МППС. Сигналы бедствия.

Практика

Ручное пилотирование, расхождения, наблюдение за судоходной обстановкой, взаимодействие с другими участниками движения. Несение огней и знаков.

10. Основы ППС

Цель занятия: создание представления о видах парусных соревнований, регат, основах ППС ИСААФ. Общие правила, правила на старте, правила прохождения дистанции, правила финиша. Протесты. Форма подачи протеста, рассмотрение протестов.

Основы ППС ИСАФ: Общие положения. Правила старта. Правила прохождения дистанции. Правила финиша. Пересчет результатов. Протесты.