Виктор Потапов. 55 лет в парусе. Новые планы.

В один из выходных дней регаты, организованной Морским Парусным клубом «Шкипер» на Средиземном море, мы попросили Виктора Яковлевича дать интервью для любителей парусного спорта. Он с удовольствием согласился. Вообще с Виктором приятно было работать, это настоящий профессионал своего дела и как капитан 50 футовой парусной яхты и как гонщик он оказался на олимпийской высоте. Познакомившись на этой регате и в процессе ее проведения, и при подготовке, мы как то сразу решили продолжить общаться. В настоящее время Виктор Яковлевич дал согласие принять участие в регате RMSR в качестве рулевого на нашей клубной яхте «Альфа»

Интервью взяла директор клуба Елена Ященкова. Записал Олег Смирнов.

Знакомьтесь: Виктор Потапов. Его можно представить множеством способов. Вот некоторые его регалии: капитан второго ранга ВМФ, кандидат педагогических наук, двукратный чемпион мира, бронзовый призер олимпийских игр, трехкратный участник олимпиад,  чемпион Европпы, шестнадцатикратный чемпион СССР.

PotapovV.jpg
Е.Я.: Скажите, пожалуйста, с чего все началось? Как вы начали заниматься парусным спортом?<

Так сложилась моя судьба, что я жил рядом с Клязминским водохранилищем, а телевизоров да и радио у нас в доме не было, компьютеров тогда еще и в помине не было. А родители мои работали в яхт клубе и единственная возможность чем то заняться было плавание на небольших швертботах. Больше я ничем не мог заняться в детстве.

То есть вы в парусный спот пришли за неимением чего-то иного? Из за того что больше нечем было заняться?

Ну, в общем да, за исключением, пожалуй, того, что я перечитал все книги из библиотеки, иногда читал даже под керосиновой лампой! Мама иногда даже поругивала меня за это и тушила лампу, не давала читать лишнего!

Е.Я.: То есть в парусе вы практически с самого детства?

Да совершенно верно

Е.Я.: И в какой момент вы поняли, что стали спортсменом. Стали заниматься профессионально?

К сожалению, в те времена, в соревнованиях можно было участвовать лишь с 14 лет. А у меня к этому возрасту уже была очень неплохая наплаванность. И как только меня «выпустили» на дистанцию, то я тут же начал выигрывать. Про меня тогда говорили, что я сначала научился на яхте ходить, а потом уже ногами!

Е.Я.: Удивительно! Виктор скажите, а в чем секрет успеха яхтсмена гонщика? Это только опыт или нужны какие то особые качества, особая чувствительность, какой то талант? Можно ли этому научиться?

Научиться можно всему, особенно просто учиться в сильный ветер. Сложнее всего учиться, конечно, в слабый ветер. Его трудно определить и здесь нужно все и чутьё, и опыт, да вообще все, что у вас есть. Так что штилевые погоды самые сложные. Вот вчера, например, помните, мы шли первые – вторые да еще с таким отрывом, что флот и не видно было, и помните, что произошло?

Комментарий Олега Смирнова: Виктор упомянул об эпизоде проведенной гонки в предыдущий день. Он и другой именитый яхтсмен, Игорь Зарецкй шли существенно впереди флота, но на финише ветер стих практически совсем. И тут их обоих обошел Анатолий Кондаков, также широко известный в России яхтсмен и крупный деятель парусного спорта. За всеми этими событиями мы наблюдали с судейского катамарана всей бригадой. Зрелище было потрясающим! Рулевой Анатолий Кондаков одну за другой «объехал» 6 яхт! Жаль, что такие эпизоды мы не засняли на видео, на подобных примерах можно многому поучиться молодым яхтсменам! К слову сказать, конечно, мы гордимся тем что с нами работали эти звезды парусного спорта России. Спасибо вам!

Е.Я.: Расскажите пожалуйста о своих победах, какой выигрыш вам запомнился более всего? Какая победа самая яркая для вас?

Что то запоминаются в основном проигрыши! (Смеётся)

Е.Я.: Ну хорошо расскажите о проигрышах!

Я участвовал в трех олимпийских играх и каждый раз в разных классах. Вообще у меня десять классов парусного образования. Я гонялся в парусе на десяти классах. В первой олимпиаде я выступал на одиночке в 1972 году. Был в лидерах, а потоми, если помните, когда террористы постреляли был перерыв в соревнованиях и я, что называется «сгорел». Потом выступал с братом в Канаде, на следующей олимпиаде, уже в классе «470». Там тоже шли в лидерах. Класс этот тогда в нашей стране только начал развиваться. Дома мы гонялись с братом в другом классе и даже не знали что 470 – й такой популярный. В те времена информации не было никакой! Все узнавали лишь на самих регатах, в Европе, в мировых первенствах. Я постоянно выигрывал во всех классах, и в этот раз, на олимпиаде мы были вторые и это проиграли в последний день, хотя были сильнее намного.

Е.Я. Обидно было?

Естественно!

Е.Я.: В каком году это было? В 1976 - м.
Е.Я.: Значит 36 лет прошло, а Вы все это так помните!

Конечно. Еще в «Торнадо» тоже яркий случай. Когда нам объявили бойкот, олимпиада проходила в Москве. Казалось, приходи - и бери. Как раз в этом году я выиграл чемпионат мира, множество регат, во Франции в нескольких классах выиграл все, под «ноль» и казалось, что олимпиада в Москве – чистая формальность. Надо только приехать и забрать. Тем более, что сильнейшие там не участвовали. Но как говорил Суворов, «лихие победы не тешат сердце русского воина»! И вот тут самое обидное – 4-е место. Если мы в Канаде поделили третье и четвертое место, то в Москве – четвертое. С другой стороны это наше место показало, насколько высок уровень ну наших спортсменов. Ведь я сколько выигрывал за рубежом, был победителем в межклассовых соревнованиях а дома не вошел в тройку призеров! На парткомиссию вызывали, ругали. Для нас каждая медаль была важна. Тем более в следующую олимпиаду в 1984 м году мы их бойкотировали и не поехали. А я думал, что в одном классе буду дважды выступать на олимпиаде. Жаль, что мы не поехали. Олимпиада была интересной и ветра там были хорошие. Жаль…

Е.Я.: А про победы все таки расскажите что ни будь?

Запоминаются в основном детские победы. Я думаю, что любые дети, которые впервые выходят на соревнования запоминают их на всю жизнь!

Е.Я.: А сейчас чем вы занимаетесь в парусе?

Сейчас я продолжаю гоняться у меня и сын и внук в парусном спорте. Мы даже собирались попасть в книгу рекордов Гиннеса как семейный экипаж, но из – за травмы – я при буксировке одерживал от катера и повредил палец, и мне не удалось выступить. Но там участвовали и сын и внук.

Е.Я.: У вас целая династия парусная!

Да, у на одиннадцать человек в семье парусники. У меня и отец занимался. Я из братьев был четвертый, сестренка пятая, ну в общем пока я сам под парус не попал (после переворота швертбота, прим О.С.) и мамочка не сказала: «так, хватит у нас парусников!»

Е.Я.: Расскажите, пожалуйста, о ваших планах? Планируете ли вы участие в каких либо интересных гонках?

Мне вообще все гонки интересны, независимо от класса. И в крейсерах и в одиночках. В одиночках, кстати говоря, наверно труднее всего, там надо под гиком пролезать, почти по палубе ползать! Ну а в крейсерах интересно с людьми общаться. Да и людям, надеюсь со мной интересно. Мы вот в свое время очень многому учились именно от старших поколений, старших товарищей, несмотря на то, что книги разные были. Общение, это наверно самое большее что меня привлекает в парусном спорте.

Е.Я.:Делитесь своим мастерством? Обучаете?

Конечно! У меня вообще принцип – чем сильнее мои конкуренты (так в парусном спорте называют соперников прим. Е.Я.) тем, во первых интереснее, а во вторых парусный спорт от того, что я кого то подготовил, только выигрывает. Вот например когда я уходил из того или иного класса, там сразу люди олимпийские медали выигрывали, чемпионаты. Так было с «470»- м, там чемпионы Европпы и олимпийские чемпионы из наших бывших союзных республик. Потом из «Торнадо» ушел, там тоже чемпионы мира стали ребята. Мне кажется, они у меня большему научились, чем по книгам или еще как то.

Конечно, я тоже так думаю. Есть ли у вас какие либо пожелания для тех кто думает заняться парусным спортом или сомневаются: «заниматься или нет»?

Я думаю, что это просто замечательное дело, которое учит жизни. Вы знаете, вот у меня сын летчик. Летает на Ту 154. Так вот он попал в происшествие летное. И он мне говорит, «вот если бы я парусом не занимался, то из той ситуации, в которую я попал - не вышел бы!». Слава Богу, конечно, что все обошлось. Ну и я знаю, что ребята, которые занимаются парусом, быстро учаться, например машины водить. Также и наоборот, вот если кто то сообразительный, толковый или физически развит, то и тот и другой найдут себя в парусе, все применимо, все свойства людей нужны для успеха в пару сном спорте!

Е.Я. Спасибо! Желаем новых успехов!

Ну и вам тоже удачи и что бы как можно больше людей занималось парусом в вашем клубе!

Е.Я.: Обращались в нашу веру!

Конечно!

Видео версию можно посмотреть здесь

Для тех кому интересно перенять опыт в «деле» то есть в регате, на дистанции приглашаем в 600 мильную гонку вокруг Сицилии Rolex Middle Sea Race.


Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!