Традиции в яхтинге, приметы на море

Традиции, связанные с поведением яхтсменов, в значительной степени связаны с реальной морской жизнью и если как следует разобраться, совершенно объективно оправданы.

парусник

Традиции можно разделить на внешние, которые касаются поведения яхты в целом по отношению к другим яхтам, прибрежным служащим, жителям, и на внутренние, то есть традиции связанные с отношениями внутри экипажа яхты.

Внешние традиции в основном связаны с хорошей морской практикой и почти всю её и описывают.

Например, при швартовке яхт не следует громко кричать. Эта, казалось бы, простая и неважная привычка таит в себе поистине огромную ценность.

Во-первых, тот, кто швартует яхту и так управляет ей на самом высоком "пороге чувствительности" То есть буквально кожей ощущает любой отклик от вешнего мира от своих действий и громкий крик просто "выбивает из колеи" и может привести к абсолютно непредсказуемым последствиям. Например, один мой знакомый шкипер, заходя в 33-й раз на швартовку в невероятно сложный условиях: ночь, сильный боковой ветер, стесненная акватория, вдруг, в тот момент, когда подход (с выбросом якоря) оказался удачным, услышал оклик, совершенно не относящийся к ситуации и совершенно правильно, почти инстинктивно "дал по газам" и ушел. Как выяснилось напрасно и измученный экипаж "заходил на посадку" еще несколько раз!

Во-вторых, в этой тишине заложен поистине потрясающий принцип, если хотите религия, судьба моряка. Действительно, в этой тишине заложено безграничное доверие к команде, капитану в первую очередь. Это поистине глобальный общечеловеческий вопрос: доверять капитану или нет? Ведь не факт, что его квалификация позволит выйти из сложной ситуации без окрика, то есть без вмешательства в управление яхтой. Но такова уж судьба моряка, что его безопасность находится в руках того человека, который взял на себя всю полноту ответственности перед яхтой, яхтсменами и пирсом. А уж если ты стал командой - держи себя в руках! Дай капитану возможность управлять судном в максимально удобных условиях. Опытная команда и на самом деле не только не кричит на швартовке, но и сделает все возможное, что бы капитана не беспокоили в максимально возможных ситуациях. И это его прямая заинтересованность! Ведь спокойный и отдохнувший кэп принимает взвешенные решения, которые неизбежно скажутся и при обучении яхтингу и при управлении на швартовках и при всех других обстоятельствах плавания яхты.

команда

Пример внутренней традиции, то есть отношений внутри экипажа яхты - это, безусловно, традиция проведения трапез. На судне, будь то яхта парусной школы, коммерческий пароход или круизный лайнер трапезы "в традициях" проводятся с следующих традиций:

  • Время трапезы назначается вахтенным расписанием. Оно выполняется неукоснительно в любую погоду.
  • Место капитана не может занять никто. Оно свято, как образ.
  • До прихода капитана все должны занять свои места, но никто не прикасается к накрытому столу.
  • Капитан, приступая к трапезе, желает приятного аппетита всем присутствующим. Эти слова означают начало официальной части трапезы.
  • Официальная часть трапезы заканчивается либо словами кэпа "спасибо коку!", либо тогда, когда капитан закурит, либо тогда, когда кто-то из присутствующих попросит разрешения закурить (только в том случае, когда капитан не курит) и получит его! Тут надо отметить, что на яхтах курение во внутренних помещениях запрещено и значит весь этикет и традиции, связанные с курением относятся к трапезам, проводимым в кокпитах, то есть на свежем воздухе.
  • Опоздавшие к началу трапезы просят капитана присоединиться. После разрешения опоздавший может сесть и приступить к приему пищи. Капитан вполне может осведомиться о причинах опоздания и попросить сделать коррекции в поведении опоздавшего. Однако к тем, кто задерживается по причинам связанным с ответственностью, то есть и формально и естественно обоснованным, то препятствий к трапезе не будет.
  • Тем, кому нужно завершить трапезу до завершения официальной части, могут это сделать, попросив разрешения у капитана. Например, словами; "Разрешите покинуть трапезу!". Если в этом есть необходимость - вы его получите. Опять же важно, что бы просьба была обоснована, то есть, связана с вахтенным расписанием.
  • Во время трапезы только кок может вставать со стола без того, чтобы попросить разрешения у капитана. Часто капитан яхты может заранее, до начала трапезы спрашивать, кто сегодня кок, что бы не отвлекаться на его движения.
порт

Эти традиции, конечно, часто не исполняются. Однако это не значит, что они не существуют. Более того, яхта, где трапезы проводятся в традициях, выделяется среди других образцовым порядком и никогда не попадает в экстремальные ситуации. Это связано с тем, что команда, что называется, выстроена в вертикаль и невероятно управляема, слажена. Во-вторых, команда такой яхты всегда имеет собственный со всеми план и на весь день и на весь переход, поскольку вторая важнейшая составляющая часть этой традиции - проведение информационных брифингов, принятие командных решений.

Здесь мы сталкиваемся с еще одной важнейшей традицией, соблюдаемых на "правильных" яхтах - традиция принятия решений. На парусных яхтах решения принимаются, как правило, следующим образом:

1. Решения принимаются на трапезах.
2. Капитан просит высказать свои соображения по поводу какого либо вопроса и сделать предложения по поводу его разрешения каждого присутствующего. При этом также существуют правила:

  • до начала опроса капитан спрашивает все ли в порядке, все ли выспались, хорошо себя чувствуют и т.д.
  • если есть люди, которые не уверены в собственной адекватности, он спросит о том, что он может сделать для того, что бы член команды "вошел в норму"
  • если кэп видит неосознанную неадекватность, то есть член команды сам не видит или не желает видеть собственную неадекватность, то он не учитывает мнение "выпавшего", Это проявляется, например, в том, что "выпавший" не вовлекается в выработку решения.

3. Опрос начинается с самого младшего или с самого слабого. Это связано с тем, что младшие подвержены влиянию старших, и важно услышать мнение в "чистом" виде.
4. Выслушав всех, капитан принимает решение на основании всех поступивших предложений.
5. Иногда команда не в состоянии, по мнению капитана, выработать нужное решение. Тогда он начинает задавать вопросы, которые помогут команде придти к квалифицированному решению. Не стоит в этот момент раздражаться. Пробуйте искать ответы.

яхты

Приведенные примеры, возможно, описали некий "дух" моря, дух принятия командных решений, уровень доверия команде к капитану, капитану к команде. В любом случае, это лишь описание традиций, и ваше дело, следовать им или создавать новые.

Тем не менее, позвольте чисто механически описать те традиции, "золотые правила" которые автор собрал за 30 лет морской практики.

Внешние традиции

  • Содержите яхту в чистом виде. На стоянках в марине не стоит развешивать стираное бельё на леерах. Исключение составляет лишь красивое женское нижнее бельё. К нему придирок не будет.
  • Убирайте кранцы, выходя в море. Яхта, идущая с кранцами вызывает насмешки!
  • Приветствуйте проходящие яхты. Принято, что большая яхта приветствует меньшую первой.
  • При проведении связи по радио обязательно здоровайтесь и прощайтесь. Желайте оператору другой станции хорошей вахты (good watch!) или благодарите за сотрудничество (thank you for cooperation!)
  • При постановке на якорь спрашивайте соседей, у тех, кто уже стоит в бухте на якоре их мнение о том месте, где вы решили бросить якорь! Они многое могут вам подсказать! Ведь они стоят здесь раньше вас и наблюдают за ветром!
  • Флаги. Не стоит носить флаги, которые не соответствуют статусу яхты. Например, многие отечественные яхтсмены носят под левой краспицей огромные российские флаги, или "Весёлого Роджера". Тут следует сказать, что наш, российский флаг, официально предоставляется лишь тем командам, которые направлены в море по решению наших властей. Не стоит под них "косить". Попадете в олимпийскую сборную - пожалуйста! Что касается "Рождера" то тут надо учесть, что любой военный корабль, чисто формально имеет право открыть огонь на поражение по такому флагу. А если под левую краспицу вы подняли триколор, но меньший по размеру, чем флаг страны пребывания, то это будет не только уместно но и полезно, вежливо. Ведь таким флагом вы покажете, что на борту есть россияне, которые ничем себя не противопоставляют никаким другим национальностям моряков.
  • Встречайте и провожайте соседние яхты, пришвартованные рядом с вашей яхтой! Это не только знак вежливости, но и правило, обеспечивающее безопасность вашей яхтой! Действительно, отходящая лодка может, например, поднять ваш якорь! А швартующаяся рядом с вами яхта может повредить борт!
яхты в море

Внутренние традиции

  • Меняйте обувь! Заходя на яхту, надевайте специальную яхтенную обувь! Встречают яхтсмена по обуви! Лучше зайти на яхту босиком, но только не в береговой обуви!
  • Определите своё пространство внутри яхты до мелочей и строго соблюдайте территориальный принцип. Не используйте пространство, предназначенное для другого человека! Общественное пространство используйте рационально! Оставляйте его для всех!
  • Кормите капитана! Никогда не принуждайте капитана яхты готовить пищу или ходить в супермаркет. Приглашайте его в ресторан и кормите от души! Это окупится втройне!
  • Соблюдайте чистоту! Основой чистоты на яхте является исполнение принципа - "Клади все на свои места немедленно посте использования!"
  • Выходите на вахту немного раньше, чем предписывает вахтенное расписание. Сделайте приятное товарищам!
  • Заботиться о женщинах - традиция всех яхтсменов. Забудьте их береговой статус! В море женщины - это просто женщины!

Традиции - это правила, которые меняются постоянно! Традиция живет, если она востребована. Используйте живые традиции и развивайте новые традиции! Традиции, которые для вас понятны и приятны!

Присылайте нам описания традиций, которые вы где либо подметили! Мы будем рады добавить их от вашего имени в на наш сайт!

Смирнов Олег
Смирнов Олег

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!