Статья участника 535-мильной оффшорной гонки в Тирренском море “Roma Per Due” Олега Смирнова. Олег и его сын Тимофей заняли в этой регате 4-е место. Результат можно считать интересным и значимым, учитывая, что в дивизионе “doable hands” российские гонщики выступают практически впервые, а конкуренты наших спортсменов обладали серьезными и яхтами и бюджетами.
Об экстремальности регаты, проводимой в начале апреля, в сезон штормов, красноречиво говорят несколько фактов:
-
Из пятнадцати экипажей "Double Hands", заявившихся в регату, пять, сняли свои заявки и вышли в регату по укороченной дистанции предпочтя двум депрессиям, ожидающихся на маршруте, стоянку в порту.
- Три экипажа не смогли дойти до финиша и сошли с дистанции, получив существенные повреждения яхт.
- Скорость ветра в центре депрессии достигала 50 узлов
Статья может быть интересной и тем, кто собирается развить успех россиян в этом классе гонок, так и всем любителям парусного спорта.
История
535 мильная весенняя гонка в Средиземном море для меня началась примерно за два года, когда я приехал в Италию в поисках подходящей марины для стоянки клубных гоночных яхт.
В марине Riva di Traiano, расположенной неподалёку от Рима, в городке Чивитавекья, я и услышал об этой гонке. Она заинтересовала меня и своим маршрутом, довольно большой протяженностью и своей датой – самое начало сезона, и составом конкурентов. По рассказам итальянских яхтсменов, сюда приходят профессиональные гонщики, для того, что бы заявить о себе в самом начале сезона. Мне, разумеется, интересно было встретиться на дистанции, да и на берегу, с сильными спортсменами, поучиться, перенять опыта, да и к Италии я и моя жена испытываем особенные, теплые чувства. И мы решили: примем участие!
Подготовка началась с яхты. Для гонки у нас была довольно пожилая, но хорошо оснащенная яхта Elan 431. Крейсерско - гоночная яхта имела основным своим достоинствам хороший гандикап и небольшую парусность. Эти два обстоятельства делали её конкурентно способной в свежую погоду, которую мы и ждали весной. Небольшая парусность неожиданно привела нас к мысли, что более всего, следует ожидать успеха при участии в совершенно новом для нас всех дивизионе – “doable hands”(экипаж из 2-х человек). Короткая мачта, а, следовательно, небольшие усилия (площади спинакеров не более 100 кв. м.) позволит управиться силами небольшого экипажа даже в штормовую погоду.
Немного поразмыслив, я пригласил в гонку своего сына Тимофея, с которым ходил в море, когда ему еще не «стукнул и трояк», то есть, с двух с половиной лет.
Это было непростое решение. Морская гонка такой протяженности, да еще в сезон штормов, довольно серьезное испытание даже для матерых гонщиков. Тимофей, конечно, бывал в море. И в гонках и в перегонах похожей протяженности, но я волновался. Затем я решил, что, в крайнем случае, не стану форсировать паруса и приму в качестве приоритета безопасность. Сомнения улетучились.
Подбор экипажа гоночной крейсерской яхты я считаю самым важным делом, основным решением, определяющим результат. Для «крейсеристов» самое важное, что приводит к выигрышу, на мой взгляд, ходить в море в экипаже, с которым хочется быть вместе с теми, с кем интересно. Много раз слышал от именитых яхтсменов, тренеров, что «веревки дергать мы научим, а вот дружить, чувствовать друг друга, поддерживать товарища – этому научить невозможно». А без взаимопонимания, которое требуется проявлять друг к другу в течении нескольких суток подряд, в шторма и в штили, холодной ночью и в дневную жару, лодка пойдет и не быстро и не туда, куда надо.
Нам вдвоем было и приятно и, пожалуй, в чем-то и нужно было побыть вдвоем. Опыт совместных гонок был, было и желание выиграть, так что все совпало. Нельзя сказать, что участие в одной команде отца и сына идеально. Есть, конечно, и явные противоречия, сложности. Проблема «отцы и дети» не пропадает в море. Но преимуществ, во всяком случае, в нашем случае больше. Действительно, сочетание опыта и молодости может, если проявлять терпимость, «выдать» отличный результат. Наш расчет, пожалуй, сбылся.
Разумеется, в таких гонках очень трудно участвовать без команды поддержки. Такую поддержку нам оказал наш клуб – Морской парусный клуб «Шкипер» и моя жена Лена. Огромное спасибо! К старту у нас было готово все, что мы хотели. Благодаря Лене и нашему клубу.
Яхта
Elan 431, яхта на которой мы участвовали в гонке, была спроектирован еще в прошлом веке интересной и продуктивной конструкторской группой “J&J design”.
Верфь производитель, Elan, отличается сравнительно небольшим объемом выпуска корпусов, и каждая яхта строится довольно тщательно, многие работы ведутся вручную. В итоге яхты оказываются надежными, прочными. В них практически нет «сверчков», в чем мы убедились в прошлый сезон, угодив в несколько штормов, например в перегоне их Хорватии на Мальту. Яхта на большой волне идет спокойно, внутри тихо.
Для подготовки к оффшорным гонкам яхта была модернизирована и укомплектована новыми гоночными парусами.
Модернизация коснулась, прежде всего, установкой съемного бушприта, сменой электроники. Некоторые изменения коснулись проводки снастей, установлено новое оборудование, к гонке было тщательно отполирована подводная часть корпуса, заменены втулки баллера.
Все одноместные койки для команды (их на яхте четыре) и койка в салоне были снабжены закладными заграждениями, позволяющих команде отдыхать на наветренных койках, уберегать от падения оставленные на койках вещи.
Паруса. Грот, генуя, трисель, два спинакера: симметричный и асимметричный, «код зеро» на закрутке. Забегая вперед, скажу, что в данной гонке некоторых парусов все таки не хватало. Впрочем, я еще не встречал гонщиков, которым парусов было достаточно. Тем не менее, мы планируем пошить небольшой лавировочный и штормовой стаксели.
Дистанция
В этой гонке дистанция – явное украшение. Причин придти на эту гонку множество, среди них, маршрут - одна из основных. Он очень красивый. Яхты стартуют практически из Рима. Конечно, стартовая линия не в городских кварталах, однако вам же придется прилететь именно в Рим! А этот город представлять не нужно.
Первая марка дистанции – оттяжной знак. Яхты идут довольно близко от волнолома марины “Riva di Traiano”. Затем следует огибание острова Вентотене. У скалистых берегов острова часть флота, принимающего в укороченной версии регаты (Riva per Tutti, Riva per Due) , поворачивает назад, к месту старта и финиша, к Чивитавекья. После Вентотенья яхты «дальнобойщиков», тех, кто отправляется в полный маршрут, уходят на просторы Тирренского моря к Иолийским островам. Это очень красивые и известные острова. Происхождение островов - вулканическое. Обогнуть нужно остров Липари. Рядом видны острова Вулкано и легендарный, постоянно действующий Стромболи, который древние греки, за то, что отблески пламени от его извержения и тогда и сейчас видно на десятки миль, называли «тирренский маяк». Эти острова - кульминация маршрута, с точки зрения красоты, эстетического восприятия моря. После их огибания у гонщиков остается одна основная мотивация – победа.
Конкуренты
Вот итоговый протокол в нашем дивизионе. Он многое расскажет о всей гонке:
Название яхты | Тип яхты | Длина | Шкипер | Фактическое время | Исправленное время | Очки |
1 PROSPETTICA | Comet 41s | 12,46 | GONZI GIACOMO | 94-37-20 | 71-11-36 | 1.0 |
2 AZUREE | AZUREE 33 | 9,99 | BALLERINI PAOLO | 103-20-2 | 74-35-22 | 2.0 |
3 PATRICIA II | Pogo 40 | 12,19 | ALTAMAREA/DARIOS | 86-32-60 | 75-6-36 | 3.0 |
4 ALFA | Elan 431 | 13,45 | SMIRNOV OLEG | 113-26-40 | 75-10-52 | 4.0 |
5 ACAMAR | Grand Soleil 45 | 13,55 | MARTIGNONI MARCO | 98-47-37 | 75-33-9 | 5.0 |
6 QU BE ACEA | Este 40 | 12,19 | DALUISO DANIELA | 88-27-50 | 76-10-18 | 6.0 |
7 B 2 | Vismara 62 | 18,98 | GALLI MICHELE | 77-38-20 | 76-19-28 | 7.0 |
8 PHANTOMAS | Elan 410 | 12,27 | POTESTA' CARLO |
DNF |
11.0 | |
7 B 2 | Vismara 62 | 18,98 | GALLI MICHELE |
DNF |
11.0 | |
7 B 2 | Vismara 62 | 18,98 | GALLI MICHELE |
DNF |
11.0 |
По яхтам видно, что дивизион сильный, гоняться было интересно. Глядя на некоторые детали на фото, можно убедиться в высоком классе участников.
Относительно самого протокола позвольте несколько комментариев:
Во первых, первоначально на старт вышло пятнадцать яхт, вместо 10 приведенных в таблице. 5 яхт отказались идти полную дистанцию, получив прогноз перед самым стартом и перешли в другую гонку “Riva per Due”. Предпочтя завершить гонку до подхода депрессии, то есть штормовой погоды. Даже известный итальянский яхтсмен Де Грегорио ПАСКУАЛЕ на яхте Beneteau First 45 FS "Monciuria Wind" не рискнул. Учитывая довольно солидный возраст и то, что он отправлялся в море с подругой, его можно понять.
Во вторых, мы до сих пор испытываем досаду из за своих пяти минут отставания, не позволивших нам получить третье, призовое место. Разумеется, за 113 с лишним часов гонки было, где поднажать!
Погода
В этот раз, в 2012 году погода была на удивление разнообразной. Ветра были от слабых до сильных, разного направления к генеральному курсу. Почти всегда ветер был в комфортном для яхтсменов диапазоне – от 7 до 25 узлов. Справедливости ради, должен отметить, что можно было найти на дистанции и более сильные ветра, до 50 – ти узлов, но мы их обошли, предпочтя шторму более высокую скорость хода яхты.
По ходу прохождения дистанции флот преодолел две депрессии. Обе локальные, сформированные на Средиземном море. Депрессии неглубокие, давление в центре около 1000 гПа. Тут опять стоит добавить, что вообще то говоря первая депрессия обещала сойтись с другой. Небольшим циклоном идущим над Европой севернее. В этом случае шторма приобрели бы весьма жесткий характер. Лишь за день до старта метеобюро стали давать щадящий прогноз – депрессии не сольются, каждая пойдет своим путем.
Направление депрессий, которые мы встретили на дистанции двигались традиционно - на северо восток и принесли северо – западные ветра с максимальной силой вблизи центров до 45 - 50 узлов, шквалы, дожди. Как я уже сказал мы пошли по краю обоих циклонов и обошлись ветрами до 25 узлов. Порывы были, конечно, больше, но трисель ставить не пришлось.
На самом финише часть флота и мы, в том числе,«зацепили» край обширного атлантического циклона. Его южная кромка принесла нам на финише долгожданный западный ветер.
Гонка.
Мы стартовали хорошо, в числе лидеров. В самом начале дистанции – лавировка. Мы тренировались совсем немного работать с парусами вдвоем и поначалу было много усилий и на поворотах и при смене парусов. Оказалось, что для двоих на борту гоночной яхты нужны специальные привычки, приемы.
К концу гонки кое чему мы научились и у нас не было противоречивых вопросов, особых усилий мы практически не тратили, научились действовать вдвоем довольно эффективно, быстро, без излишних затрат сил.
Лавировка на первой стадии гонки была простой – следовало искать места с более сильным ветром и с меньшей волной. Было довольно очевидно, что у берега, при южном ветре, который был на старте, все условия лучше. Мы там и шли. Особая рекомендация местных яхтсменов касалась лишь устья реки Тибр. Все они рекомендовали держаться от него подальше. Мы выполнили эту рекомендацию лишь на всякий случай, никакого эффекта «всасывания» в речку мы не заметили, возможно, эта рекомендация актуальна при западном ветре.
Во всяком случае в целом наша лавировка была удачной – мы держались на ровне и немного впереди даже более быстроходных яхт в нашем дивизионе.
К утру немного стихло. Ветер поменял направление, и мы поставили геннакер.
К Вентотене ветер усиливался, мы увидели, что экипажи идут с чрезмерным креном, да и нашу лодку бросило в брочинг. Мы были наготове, последствий не было. Однако мы решили переходить на основные паруса. Решение было верным, поскольку уже через несколько минут часть яхт потеряли спинакера прямо на наших глазах. Наступала ночь, впереди нас ждал следующий участок дистанции около 150 миль до Иолийских островов.
На прохождение этого участка мы затратили меньше суток. Умеренный бакштаг делал свое дело, несмотря на довольно большую волну, автопилот справлялся, скорость яхты под основными парусами порой превышала 10 узлов! Казалось, мы идем неплохо, однако резерв, как потом выяснилось, был. Наш соперник и почти двухсуточный сосед, яхта ACAMAR где – то за пару часов до рассвете немного привелась. Мы не сразу распознали этот маневр, приняв его за меру предосторожности – при сильном волнении и на хороших ходах мы несколько раз сближались на довольно близкое расстояние. Это обстоятельство, кстати говоря, не давало возможности передохнуть внизу тому кто стоял на вахте. Увидев их маневр, мы с облегчением занялись своими вопросами. Но их огонь стал удаляться, ACAMAR пошел быстрее. Мы понимали, что при сильном ветре, а прогноз предвещал его сохранение, излишняя высота не имела никакого значения и мы не стали менять направления, рассчитывая догнать их у острова Липари, где им придется идти более полно, чем нам. Однако Липари они прошли быстрее нас. Наш расчет не оправдался. После финиша мы встретились и обсудили эту ситуацию. Выяснилось, что уход выше генерального курса был сделан из опасения затишья на наветренном берегу Липари! Это местная особенность. Яхта ACAMAR , используя свой прошлогодний опыт, решила подойти к Липари в удалении почти в 10 миль от берега! Мы же проложили маршрут в 3-х 4-х милях. В действительности, при подходе к острову, ветра оказалось достаточно везде. Однако более высокие скорости под основными парусами ACAMAR-а и возможность постановки спинакера несколько раньше, чем у нас, в связи с набранной высотой сделали свое дело. Этот участок мы могли пройти быстрее!
При огибании острова следовало принять решение о стратегии на самом протяженном участке гонки. Последующий участок, самый длинный, примерно в 260 миль, следовало пройти на встречных ветрах, преодолев две депрессии. Рекомендации наших итальянских друзей – при любых ветрах держаться неподалеку от линии между Липари и финишем, на этот раз мы отвергли.
Было ясно, что на генеральной прямой нас ждут ветра до 40 узлов и встречная волна. В таких условиях лавировать без хороших небольших передних парусов будет крайне неэффективно. Проанализировав прогноз, мы решили идти к берегу, где ветер не должен был быть более 25 узлов и ждать захода для того, что бы «отконтрится» в море. В любом случае, мы решили, пару раз попробовав «отконтрится» против большой волны, что следует дойти до залива Солерно, где можно укрыться от встречной волны и набрать высоту на правом галсе по гладкой воде.
Приняв такое решение, мы шли левым галсом, постепенно удаляясь от генерального направления. Наибольшее удаление на этом этапе было более 50 миль. Анализируя это решение после гонки, я считаю его правильным. Для нас и для наших парусов и яхты этот путь был самым быстрым. Мы смогли убедиться в этом позже. Несколько яхт с полными экипажами, по-видимому, устав от 150 мильной лавировки против штормового ветра, с порывами, по их словам, до 50 узлов, встали на якоря для отдыха у островов Вентотене, Понза и на побережье. Мы же не испытывали сильной усталости и мыслей о постановке на якорь для отдыха у нас не было.
Отконтриться так, как нам хотелось по плану все же не удалось. Волна, конечно, убавилась, и скорость возросла, однако направление основного ветра не изменилось, а отход ветра из за рельефа берега вообще свел к минимуму преимущество гладкой воды. Выигрыш был лишь у самого берега залива Солерно. Но, поскольку мы лавировали уже в сумерках, подходить близко к скалистому берегу было небезопасно. Так что лавировка оказалось и долгой, и довольно изнурительной.
Ночью положение несколько осложнила перегоревшая лампочка носового навигационного огня. Судоходство в районе остров Капри и Искья довольно интенсивное, а наши аварийные навигационные огни были видны в штормовую погоду не слишком хорошо. Разумеется, судоводители, наверное, неплохо видели нас на электронных приборах, однако, кто то из разминувшихся с нами судов нажаловался береговой охране. Те тут же связались с нами и спросили, все ли в порядке. Все было в порядке и офицер на том конце провода пожелало нам удачи в гонке.
Утром неожиданно ветер начал стихать и Тимофей «в отместку» (так же как и я в первую ночь, пока он спал), в одиночку поставил «код зеро». Однако ветра было мало, и мы бились об зыбь. Неожиданно две маленькие яхты, одна за другой, на этом самом слабом ветру, обошли нас под берегом. Мы были бессильны. Попробовали поставить геннакер, но и ему ветра сначала было мало – зыбь все еще была большой. Но вот направление ветра опять изменилось, ветер отошел на юго - западный. Потребовался спинакер, но пока мы сомневались, совещались, ветер настолько усилился и зашёл, что мы едва справились с нашим 100 метровым черным геннакером, затаскивая его вовнутрь.
Подошёл уже третий по счету, обширный атлантический циклон. Снова шквалы, дожди на финишной 50 мильной прямой. Эту прямую пришлось слегка загнуть на ветер. В принципе, привод лишь добавил скорости и времени, пожалуй, мы не потеряли. Однако решение приводиться пришло не из наших подуставших голов. Из яхт клуба позвонили. Сначала нам – не дозвонились, потом в Москву и попросили перезвонить.
Перезваниваю. Наша русская девушка из марины взволнованно передает сообщение: «Вы в зоне военных учений! Вам надо отойти на 7 миль от берега!».
Наше местоположение видно благодаря трекеру. А наше знание итальянского ни один прибор не установил. Так что на брифинге про учения мы не узнали.
Зашли мы в зону всего то на пару миль. Уповая на высокую точность современного оружия, приводимся. Через час мы вне страшной зоны.
4 часа 26 минут. Финиш.
На финише – как обычно, небольшой переполох. Заходы, отходы, шквалы, штиль и, наконец заход на швартовку в довольно узкий вход в марину на высокой зыби.
Бутылка шампанского от судей, поздравления, подаем декларацию, сдаем трекер, и все, спать!
Организация
Для того что бы принять участие в гонке нужно выполнить ряд требований.
-
Отправить заявку на сайт, оплатить стартовый взнос
-
Предъявить лодку для инспекции.
Организация довольно простая, гоночный комитет работает слаженно и профессионально. Сложность только в одном - все брифинги, объявления, проводятся на итальянском языке.
Послесловие.
4.5 минуты отделили нас от призового места. Пожалуй, результат справедлив. Однако заняв четвертое место, в шаге от призового, я и Тимофей испытываем настоящее удовлетворение. Есть и настрой на выигрыш в следующих регатах и планы по доводке лодки!
Так что спасибо тебе, солнечная Италия! Mama mia! Какое тут море!
Дебют удался!