Мы сидим в кокпите клубной яхты «Синтии» в марине греческого города Кос и завтракаем. Лена, моя жена и стюардесса, подаёт йогурт с хлопьями. Ваньке – яичницу. А Юлька вообще «сидит» на индивидуальном пайке, готовит и покупает продукты самостоятельно – последствия увлечением диетами. Наворачивает завтрак и ещё один матрос, тоже Лена – маленькая, но весьма смелая девушка, впервые вышедшая в море на яхте, пришла к нам, что называется, «по объявлению», через интернет. К еде она неприхотлива, к шкиперу исполнительна, как настоящий матрос.
Утро вполне спокойное, ветер стих. Прогноз погоды для нас вполне благоприятный – ветер будет стихать. В слабые ветра наша небольшая, 28 футовая лодка, имеет шанс, в сильные ветра большие лодки уходят вперед довольно резво. ]Мы готовимся к гонке. Гонка пройдёт по островам Додеканесского архипелага: Кос – Нисирос - Тилос – Сими – Родос. Организаторы – “Offshore Yachting Club of Rhodes”, почти семейная, очень дружная команда яхтсменов с Родоса.
Регистрация в гонку
В марине стоит суета, на соседних лодках гонщики тоже готовят лодки, завтракают, как и мы, некоторые болтаются на мачтах. Нам нужно начать процедуру заявки на гонку и измерения лодок. С нами в гонке участвуют ещё две лодки с россиянами на борту.
Во - первых, это наша дружественная лодка «Маргарита», чартерная лодка, 37 футовая Бавария. На борту малочисленный, но схоженный экипаж из трех человек, шкипер Сергей со своей женой, миниатюрной Ольгой и его могучий шкотовый матрос, Вадим. Сергей имеет рост, совсем не согласованный с яхтенными конструкторами и для него есть особая сложность в яхтенной жизни – его тело не умещается по длине ни на одной койке.
Тем не менее, несмотря на недосып шкипера, Маргарита намерена бороться за самые высокие места в гонке. К слову сказать, в процессе подготовки к гонке, в круизном плавании по дороге с острова Сими, они потеряли стаксель, чем были очень огорчены, поскольку в чартерных компаниях ответственность за потерю парусов обычно списывают на именно на шкипера.
Во-вторых, это лодка Околокулака Валерия Петровича, бывшего красного директора, как он сам говорит. У него на борту мало известные нам люди, они держаться в сторонке от нас. Кому - что!
Скоро все начнется!!!
Подав заявку и измерившись, выходим на тренировку, а к вечеру успеваем еще и погонять кто на чем, на квадрациклах, мопедах, на странных и очень веселого вида пяти-колесных машинках!
Митинг шкиперов, был перенесен на пару часов и состоялся уже после официальной церемонии открытия регаты. На открытии мы все и познакомились. Представляясь бедующим соперникам, мы попросили заботиться о нас и не терять из виду на дистанции, поскольку мы здесь впервые. Одна из греческих яхт, также небольшая яхта «Калимера» живо откликнулась на предложение, поскольку и они ходят не быстро! Атмосфера создавалась неформальная!
Вечернее party было весёлым и дружелюбным. Угощала «Кос Марина».
10 –00 старт. Полная неразбериха. Линия старта определяется судьями в последние минуты. Старт не против ветра, а в сторону финиша, вчерашняя тренировка старта прошла напрасно, стартовать мы так и не научились, стартуем почти последними, рядом только «Пандора» Валерия Петровича. Ветер довольно сильный, встречный, на старте попутный.
Обходим мыс в лавировку, облизывая берега вслед за «Маргаритой», и уваливаемся. На всем протяжении гонки идем ровно на финишный знак, никуда не отклоняясь, курсом 55.
Флот уехал далеко вперед, за исключением двух небольших яхт, примерно нашего размерения, может чуть больше, но и те сначала уходят на ветер, ставят спинакера и теряются из виду. Мы заявились без спинакера, гоняемся как новички, набираемся опыта.
Рулю тщательно, отрабатывая каждый порыв, хотя и кажется, что все напрасно, мы настолько отстали, что никакой пересчет нас не спасет, а ведь у нас самый большой балл во флотилии!
Неожиданно, на финише мы встречаем две лодки, которые ушли под берег Нисироса!
Похоже, у нас есть шанс!
Швартуемся в небольшой и не очень уютной бухте, расположенной примерно в миле от финиша. Утром, на старт нужно снова вернуться к месту старта, на траверз городка Мандраки - столица острова. Лодки в маленькой бухте сильно качает, стоим бортом, завожу на ночь якорь и оттягиваюсь от пирса.
Вечером нас отвозят на церемонию на автобусе. С замиранием сердца ждем результатов. Сначала называют последнюю, шестую лодку и это не мы, это как раз одна из российских яхт «Пандора» шкипер Околокулак! Ура, это не мы! Называют пятую лодку – не мы! Четвертую – не мы!!! Это явно означает, что мы, по крайней мере, уже третьи!!! Третьи, вторые – не мы! Может ошибка? Может, нас отнесли к другому дивизиону, или вообще дисквалифицировали!
И вдруг…
«Победитель первого этапа - яхта «Синтия»!!!!!!!!!!
Вечер явно удался!!!
Праздничный вечер был на редкость насыщен. Нас поздравляли, Мы благодарили всех участников, танцевали греческие танцы, знакомились с новыми друзьями, пели песни…
Угощал мэр вулканического острова.
Второй этап. Нисирос – Тилос
Старт откладывается, ветра совсем немного, стартуем в страшной неразберихе, ветер после старта стих вовсе. Большинство яхт очень медленно уходят мористее в поисках ветра, и, похоже, эта тактика приносит плоды. Одна за другой, яхты подхватываются и уходят на дистанцию. Мы беспомощно болтаемся, напряжение в команде растёт. Я испытываю сильнейшее раздражение от того, что бессилен что либо предпринять. Однако остается принять результат и, несмотря на горечь поражения двинуться в сторону ветра, почти перпендикулярно к генеральному направлению. Через несколько бесконечных минут ветер подхватывает и нас, мы устремляемся вперед, потихоньку отрываясь от «Маргариты» и «Кирки». На науку о знание местных ветров ушло почти два часа!
Идем строго по курсу, ветер попутный, стаксель на бабочку. Рулю очень аккуратно. Дистанция небольшая, всего 19 миль, надо бороться до конца, Ванька работает, старается, отрабатывая каждый порыв.
Подходим к мысу Тилоса. На удивление, мы нагнали несколько яхт, и на мысу у нас снова завязывается борьба. Оказывается, мы кон - что отыграли!
Однако, борьбу выигрывают у нас все. Две яхты обходят нас под берегом, две, в том числе и «Маргарита» со стороны моря. Вывод – выбирай что-то одно, искать удачу посередине, пожалуй, не имеет смысла.
На самом финише нам удалось все – таки обойти 44-футовую «Кирки», которая неожиданно заштилела и встала, как монумент в 100 метрах от заветной линии. Представляю, каково им было там!
Расслабленные и уставшие, купаемся в бухте Тилоса. На острове проживает зимой не более 150 человек. Летом почти 2000. Туристический сезон на острове – сезон жизни.
Вечером всех желающих гонщиков отвезли в заброшенную деревушку, расположенную в горах. Там удивительно предприимчивые греки организовали ночной клуб с хорошей музыкой и баром.
Обратно мы пошли пешком, но нас заботливо подобрал автобус.
Следующий день был свободным – гонки не было. Организаторы пригласили нас на экскурсию по острову. Мы посетили музей палеонтологии, в котором выставлены кости карликовых слонов. Эти слоники выродились из обычных после того, как в очень давние времена остров отделился от материка, и на нем осталась небольшая популяция слонов. Со временем, там смогли выжить только совсем маленькие слоники, поскольку территория острова совсем небольшая, всего 42 кв. км. Однако и они все - таки вымерли.
После музея мы посетили монастырь св. Пантелеймона, в котором мы провели час полтора, насладившись источником, тенистым садиком, храмом.
Вечером состоялась церемония награждения, на которой мы узнали, что на втором этапе «Синтия» заняла третье место. Ну, что же, есть, куда расти!
Третий этап. Тилос – Сими.
Старт неподалеку от берега, довольно тесно, стартуем неплохо, в первых рядах. Дистанция сегодня 32 мили. По ходу гонки, после мыса, мы вновь перед дилеммой – то ли идти под турецкий берег, то ли по прямой. На дистанции яхты разбрелись. Большинство отправились к Турции. И вновь оказались в выигрыше. Мы заштилели в море довольно надолго, почти на час. Пришли предпоследними. «Маргарита» пошла еще мористее и, как потом выяснилось, они даже купались и спали. На Сими они пришли почти в темноте.
Четвертый этап. Сими – Родос.
Старт под берегом Сими. Примерно в 10-30. По греческим меркам, вполне вовремя. Почти сразу – штиль, потом лавировка на турецкий мыс Инджибурун. Лодка Пандора идет полнее и медленнее, однако лавировку на мыс я проигрываю – пожалуй, подходил слишком близко к берегу. Затем штиль и почти ползком переваливаю за мыс, за которым можно увалиться и идти точно на Родос. На мысу впереди видно несколько парусов, однако через час – полтора впереди видно только Пандору. Ветер отходит постоянно, и у Родоса я уже лавирую «под ветер». Финиш я так и не разглядел, повернув у буя, услышал финишный сигнал. Примерно 20 секунд я шёл вдоль финишной линии! Над финишем надо поработать!
Церемония награждения.
Автобусом нас отвезли в пятизвездочный отель, где довольно помпезно и церемонно состоялась процедура награждения участников, спонсоров, судей.
Итоговое место «Синтии» - третье. Впереди нас все-таки оказались две турецкие яхты “Odienne” и “My mistress”. Тем не менее, мы бесконечно рады своему результату и такому радушию греческого яхт клуба “Offshore Yachting Club of Rhodes”
Следующий день мы провели в дискуссиях по поводу дальнейших маршрутов и прогулках по городу. Мы с Леной покатались по городу на автопоезде, «паровозике» и зашли в музей-аквариум.
Утром я еще успел посетить службу в местной католической церкви (красиво!). Другая часть экипажа воспользовалась приглашением чернокожего грека Сабри и отправилась осваивать танцевальные площадки острова. Вернувшись лишь под утро, мы и наши очаровательные матросы были приглашены на завтрак двумя греческими шкиперами, членами клуба. Шкипер знаменитой “Muzmulla” Никос, и Тасос, шкипер “Nifelia” угостили кофейком и взяли на себя все заботы по оформлению выхода из Греции. Они же и проводили нас, отдав швартовы!
Мы уходим в Мармарис, затем, после оформления документов, выходим в круиз вдоль турецких берегов, на Дальян.
Наши новые греческие друзья пригласили нас на новые гонки. В августе состоишься еще одна удивительная регата, в которой примут участие сильнейшие гонщики планеты. Регата пройдет примерно по этому же маршруту. В ней традиционно принимают участие примерно 70 яхт. Для нас это удивительная возможность и познакомиться с Грецией и получить огромное удовольствие и практические знания, гоняясь с профессиональными яхтсменами. Кроме того, всех участников ждут подарки, непринужденное общение на вечерних встречах!
В будущей гонке можно принять участие как на нашей клубной яхте, так и на чартерной яхте.
Добро пожаловать в удивительный мир парусных гонок! Присоединяйтесь к команде Skipperclub на следующем Родос Кап.
– О. Смирнов