Rodos Cup 2011: в Греции все есть!

Rodos Cup – регата созданная на любви к Родине яхтсменами, жителями Додеканесского архипелага.

Приходим на остров Кос, к месту открытия регаты, первым делом встречаюсь с председателем гоночного комитета Янисом. Спрашиваю:

- Янис, как тут у вас в Греции? Кризис может отразиться на организации регаты?

- Не волнуйся, смеется тот - будет лучше, чем в прошлом году!

Так оно и вышло. Действительно организация была даже лучше, да и флот собрался подготовленный, квалифицированный, и гоняться было интересно, впрочем, как всегда…

Регата Родос Кап была организована Родосским Оффшорным яхт клубом. Что бы понять, что это за регата лучше всего познакомиться с её организаторами. Для чего им эта регата, и какова история её рождения.

Родосский Оффшорный яхт клуб был основан двенадцатью яхтсменами, имевшим в своем распоряжении 12 крейсерских яхт различных размерений. Все они жители острова и города Родос, греки. Объединение в клуб произошло по двум основным поводам: любовь к парусу и к своей родине – Додеканесскому архипелагу. Членов клуба отличает именно любовь к своей родине. Это потрясающая по своей простоте идея объединения живет и привлекает к себе и яхтсменов и тех, кто просто дружен с ними.

Я познакомился с основателями клуба в 2005 году, когда впервые пришел на эту гонку на своей небольшой яхте с семейным экипажем. Я стал первым иностранным участником этой регаты, за всю её историю. Наш экипаж был принят поразительно радушно, тепло. Греческие яхтсмены поддерживали нас как могли. Удивительно было много. Например, все официальные церемонии, брифинги, стартовые процедуры проводились на английском языке! И это только для того, что бы наш экипаж, (один из 17-ти) был в общей информационной среде! К слову сказать, не каждая официальная, рейтинговая местная регата ISAF может этим похвастаться.

Вся регата тогда для меня выглядела как праздник паруса, основанного на гостеприимстве Греции на красоте моря, островов, и колорите островной жизни, местной, довольно самобытной архитектуре архитектуры. Познакомившись с многими из Родосского яхт клуба, мы подолгу беседовали, пели греческие песни, гуляли по островам. В одной такой, довольно длительной прогулке в горы, в свободный от гонок дней, мой теперешний друг Никос Комнагис показал мне остров Халки, его природу, удаленный монастырь. Никос рассказал о своей жизни на острове Родос, как он жил в старом городе, как учился, где и что растет, какие плоды можно употребить в пищу, траву приправы, для лечения. Пожалуй в той прогулке по крохотному для нас россиян островку, я и полюбил Грецию, почти как Россию. Благодаря Никосу я соприкоснулся с людьми этой страны, так близкой нам по духу, вере. Теперь, когда мы встречаемся, я говорю моим греческим друзьям и яхтсменам, что если бы я не родился в России, то я бы родился в Греции!

С тех пор прошло уже 6 лет. Атмосфера гостеприимности, доброжелательности на регате сохраняется и сейчас. Я ходу на неё каждый год с огромным удовольствием, по двум причинам: во первых, это профессионально подготовленная регата и её судейство может быть буквально эталоном. Ну и во вторых, что пожалуй важнее, я приходу на эту регату почти как на свою домашнюю регату, в свой родной яхт клуб. не изменился.

То время, когда я впервые попал на эту регату, было, как я сейчас понимаю, временем её становления. Сейчас регата стала полноценно международной, профессионально организованной, получившей признание в ISAF. По популярности, она стала второй - третьей в списке регат в Греции.

В этом году “Rodos Cup” проводился в 15-раз. Этот своеобразный юбилей был отмечен своеобразным рекордом, впервые количество российских экипажей превысило количество греческих команд: 18 против 17-ти!

Флот подрос количественно и качественно. В сквозном списке насчитывалось 71 яхта. Яхты были разбиты в четыре дивизиона гонявшихся в формулах: IRS. ORC, ORC-international. Перед стартом можно было померяться, то есть придти к месту старта на не обмерянной яхте и предоставить е1 мерителям. Времени на заявку и обмер всегда хватает. Впрочем лучше приходить с готовым мерительным сертификатом, что бы иметь возможность потренироваться перед первой гонкой.

Маршрут регаты всегда, во все годы проведения регаты начинается на острове Кос и заканчивается на Родосе. Порты заходов регаты находятся на островах: Нисирос, Тилос, Сими, Халки. Маршрут время от времени меняется, с тем, что бы участники, приезжающие на регату год от года, могли познакомиться с тем или иным островом, провести выходной день на разных островах. Если вам понравилась регата, то и береговая часть будет для вас приятно разнообразна, ведь каждый остров в Додеканесском архипелаге, как и во всей Греции, неповторим и имеет свой облик, характер, достопримечательности!

В этом году маршрут был выбран следующий:

  1. 1-я Гонка: Кос – Нисирос приблизительно 17 миль
  2. 2-я гонка Нисирос – Тилос – 18 миль
  3. Выходной день на Тилосе
  4. 3-я гонка Тилос – Родос (42 мили)
  5. 4-я Гонка прибрежная у Родоса примерно 5 миль.

Ветра, акватории и погодные закономерности я уже описывал в статьях об этой регате, со многими закономерностями наши яхтсмены столкнулись сами и имеют собственное представление, тем не менее, для тех кто еще не был на этой регате но рассматривает для себя возможность стать её участником позвольте описать некоторые подробности. Итак, об этапах, погоде и ветрах на маршрутных гонках регаты Rodos Cup.

1. Кос - Нисирос

Этот маршрут пожалуй хорошо известен российским яхтсменам, в нем много простого и понятного для нас всех.

Старт.

Стартовая линия устанавливается у марины на острове. За все время моего участия в регате не было иного ветра на старте, кроме попутного. Так что на старте, а вернее, примерго за минуту до него ваш спинакер должен уже стоять. Если ветер будет сильнее обычного, то есть 30 – 35 узлов, организаторы могут поставить оттяжной знак, в удалении примерно на милю от старта и тогда старт будет обычный, против ветра. Однако до сих пор этого не случалось, все годы стартуем с попутным ветром.

Дистанция.

Ближайшая стратегическая задача после старта, на мой взгляд - придти к мысу как можно ближе, встретить достойно встречный ветер убранным спинакером и пойти под основными парусами на следующий участок дистанции. Для того что бы придти к мысу у берега не стоит отрываться от него далеко, несмотря на выигрыш от скорости на мористой стороне первого участка дистанции! Приходите к мысу, вовремя делая повороты фордевинд. Следите за глубиной!

На следующем участке дистанции, от мыса до прибрежной зоны Нисироса решаются все вопросы о лидерстве в гонке. Здесь проходят все драмы и комедии этого этапа. Игра заключается в простом выборе: выбирая короткий, прямой путь на Нисирос есть риск попасть с штилевые зоны, в которых придется попотеть командам в бесконечно перенастройке парусов. Отправившись вдоль острова Кос вам, особенно в начале и в середине этого маршрута будет помогать свежий ветерок, однако путь несколько увеличится и неизвестно, как фортуна распорядится с ветром на завершающем этапе дистанции. Есть, конечно, и еще один путь – левая сторона дистанции, но она редко бывает актуальной на этом маршруте. Эта сторона, у турецкого берега становится интересной, если гонка будет с Коса на Тилос

Финиш.

У Нисироса драматизма на финише практически нет. Стоит лишь рассчитать некоторый заход ветра, связанный, по видимому, с отдувом от острова, образованного вулканом, и набрать небольшой запас высоты заранее.

2. Нисирос – Тилос

Гонка короткая, ветра летом попутные и средние, порой сильные, если встречные, то слабые, до штиля. В этом году ветер был от среднего до сильного, попутный, мы несли геннакер почти всю дистанцию.

Старт.

В слабый ветер, на мой взгляд, стоит уйти со старта немного мористее, обычно там ветер сильнее, а вот если ветер средний – я жмусь к берегу и использую эффект усиления ветра у крутого берега. Там настоящий «трамвай» можно хорошо проехаться!

Дистанция.

Если вы прорываетесь сзади – ищите дорогу у берега Тилоса, особенно на завершающем участке дистанции, а если вы впереди и контролирует флот, то будьте так, куда кто-то хочет прорваться!

Финиш.

Финишная линия у Тилоса расположена в глубине бухты, и там ветра часто стихают. Здесь часто случаются драмы, когда монументом стоящую яхту у одной стороны финишной линии объезжают яхты, финиширующие у другой стороны! Тут следует смотреть в оба, особенно, если впереди никого нет. Следует избегать штилевых «луж» на финише.

3. Выходной день.

Это очень важный день гонок. Можно привести в порядок яхту, отдохнуть, осмотреть достопримечательности.

Достопримечательности острова: музей карликовых слонов («нано-элефанты», как говорят местные жители), монастырь святого Пантелеймона, античные стены, рыбацкие деревушки и пляжи. Если хоте все успеть осмотреть и везде побывать - финишируйте пораньше и бегом в офис аренды авто. Остров, на котором проживают постоянно 700 – 800 человек располагает одной машиной такси и несколькими машинами, предназначенными для аренды. Всему флоту часто не хватает!

4. Тилос – Родос

В этом году, как и в прошлом 2010 -м, нам удалось выиграть этот этап. Характер ветра на дистанции отличается предсказуемостью. Суть этого ветра проста: чем ближе к Родосу, тем больше ветра. Стоит как можно быстрее придти в эту, богатую ветром зону у северной оконечности Родоса.

Старт.

На старте у Тилосе часто дуют сильные ветра, связанные близостью с маршрутаи прохождения средиземноморских циклонов. Если такой циклон поблизости – ждите сильного попутного ветра на старте. Если циклона нет, то старт будет при слабых ветрах, придется попотеть.

Дистанция.

Свободная акватория, судоходства нет до самого Родоса, ветер, как я уже говорил, чем ближе к Родосу, тем сильнее. Следует учитывать некоторый отход ветра к финишу, что бы не делать поворотов фордевинд у самого Родоса, на ветру в 25 – 30 узлов. Это может привести к досадным инцидентам типа «кис – кис заело» и к проигрышу на самом финише. На мой взгляд, следует подходить к Родосу слегка мористее и заранее приготовиться к переходу на основные паруса.

Финиш

Финиш на Родосе отличается стремительностью и сильным ветром. Для немногочисленных или начинающих гонщиков, я бы рекомендовал убирать спинакер еще до достижения мыса, сто бы финишировать в нужном месте. Дело в том, что буев на финише довольно много, кроме наших, яхтенных там установлены буйки для пляжа, их довольно много и в принципе, в суматохе со спинакером, можно промахнуться. Не следует излишне приводиться на финише, что бы не спутать «свои» буи с «чужими», к тому же, это небезопасно из-за мелководья и камней.

5. Родос. 5 миль. Треугольник.

В полном смысле этого слова (по ISAF), это не треугольник. На плане дистанции не было углов, не было петли, финиш был под спинакерами. Но это был настоящий треугольник по накалу страстей и стремительности гонки!

Ветер у Родоса, как известно сильный и постоянный, поэтому старт и вся дистанция отличается скоростью, экипаж должен отдохнуть накануне как следует, что бы выложиться в конце регаты на полную катушку.

Старт.

Обычный старт против ветра. Очень важен перекос стартовой линии, разберитесь заранее и стартуйте где нужно. Следует отметить, что на сильном ветру старт левым галсом вдвойне опасен.

Дистанция.

Ничего сверх естественного. У берега немного затихает, левая сторона дистанции, стало быть невыгодная.

Финиш.

Финиш был под спинакерами, основной вопрос при таком финише во многих гонках – тактическая борьба с теми, кто пытается «выставить» за марку, впрочем, это почти очевидное нарушение правил и на Родосе с такими случаями я ни разу не сталкивался. На сильном ветре может быть также опасна неудачная уборка спинакера. Убирайте спокойно, не делайте ошибок, берег только кажется близким, места достаточно.

Выводы.

“Rodos Cup”, на мой взгляд? хорошо организованная, прогрессирующая регата для истинных любителей паруса, моря, Греции. Участники регаты, в основном любители, достаточно высокого уровня. Профессиональных команд, работающих на гонках за гонорар спонсора, борющимся за мировые рейтинги, в этой регате не участвуют – регата пока не входит в официальный календарь ISAF. Насколько мне известно о настроениях в Родосском Оффшорном яхт клубе, организаторы пока не планируют переформатировать регату под «профи», цели регаты остаются прежними, такими же когда я впервые пришел на неё в 2005 году: популяризация Додеканесского архипелага, Греческой островной культуры, простое общение яхтсменов.

Приходите на эту регату, разочарованных “Rodos Cup” я не встречал!

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!