Самостоятельный выход в море для любого начинающего яхтсмена связан с получением разрешения на право управления коммерческих судов. Школы производят подготовку и обучение по самым разнообразным программам – RYA, ISSA, IYT, ICC и т.д. Самостоятельно разобраться в аббревиатуре которых достаточно сложно.
Отличие между многообразными программами не такие большие, поскольку все они основаны на конвенции STCW, которая регламентирует все основные параметры, связанные с процессом обучения капитанов. Нужно учитывать, что каждая программа имеет свои особенности.
Кратко попробуем рассмотреть существующие системы обучения, которые существуют на данный момент в России.
RYA – Английская королевская ассоциация. Данная общественная организация имеет многолетний опыт в подготовке кадров для малых коммерческих судов. Полученные дипломы, которые получают слушатели после окончания, являются весьма легитимными и признаются многими компаниями. Это обеспечивается отлаженной и продуманной программе обучения, наличием квалифицированного преподавательского состава и периодической аттестации всех учебных центров. Главным затруднением для российских слушателей может являться тот фактор что весь процесс обучения происходит на английском языке. Низкий уровень знания английского зачастую становится основным фактором провала на сдаче экзаменов. Конечно шансы сдать экзамен с первого раза при такой форме обучения весьма мало, но это компенсируется возможностью повторной сдачи, а при необходимости и дальнейшей сдачи, благо стоимость экзамена не так уж велика. В последнее время руководство организации предоставило некоторые уступки обещающимся, в некоторых школах, которые прошли сертификацию по проведению практических занятий, разрешено проводить преподавание на любом доступном курсантам языке.
IYT – Частная компания штаб-квартира которой расположена в Канаде. К основным отличиям в форме обучения можно отнести тот факт, что в отличие от RYA преподавание и обучение производится на родном языке слушателей, этот фактор положительно сказался на развитии целой сети обучающих центров как на территории России, так и в странах бывшего союза. Несмотря на то что сертификаты имеют Канадскую прописку, документ так же легитимен для многих европейских транспортных компаний. Многие авторитетные школы применяют эту программу обучения и производят подготовку слушателей согласно её. Несмотря на распространенность есть и недостатки. Отсутствие жесткого контроля за обучающими центрами со стороны учредителей повышает риск попасть на не очень добросовестную школу, где персонал не утруждает себя, да и слушателей процессом обучения. В последнее время компания предприняла шаги для повышения имиджа своих центров, ужесточился контроль за соблюдение программы обучения, сертификации школ и инструкторов.
ISSA – Данная Европейская общественная организация так же осуществляет обучение и выдает аттестаты на право управлением не коммерческих судов. Под данным брендом работают центры, которые не смогли пройти аттестацию по программам RYA и IYT. Стоит отметить что данные дипломы не очень котируются на рынке, так как школы компании были уличены в торговле разрешающими документами, что привело к потере доверия достоверности дипломов.
В России самым легитимным и самым распространённым документом на право управление судами являются права, выдаваемые ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам). За пределами государственной границы права могут признаваться только если они переведены на английский язык. Для внутреннего использования этот документ является обязательным для владельцев всех маломерных судов и любых яхт. Программа обучения не предусматривает обучение парусному делу, так что приобрести навык придется в других учебных центрах, таких как ВФПС.
ВФПС – имеет собственную программу обучения. В рамках обучения федерации парусного спорта предусмотрена допуск в выполнение обязанностей шкотового. Полученный допуск разрешает осуществлять управление парусными маломерными судами, так же необходим для управления спортивной яхтой и в том числе если планируется принимать участие в соревнованиях. Основополагающим фактором хорошего усвоения программы является умение управлять судном под парусом без помощи мотора и безопасность.
Стоит отметить что для хождения в водах стран европейского союза предусмотрены собственные сертификаты, а полученные в выше описанных учебных центрах документы не имеют силы. Европейское законодательство подразумевает что каждый кто изъявил желание ходить в водах содружества должен иметь документ, утвержденный резолюцией №40 от 1998 года, который подтверждает компетенцию обладателя. Подтверждением является удостоверение ICC которое позволяет обладателю управлять прогулочным судном в данных водах.
Большинство стран Евросоюза поддержали этот документ. В Объединенном Королевстве, например, этим занимаются центры RYA, которые настоятельно рекомендуют желающим заходить в территориальные воды европейских стран получить удостоверение ICC образца.
В тоже время Испания, Греция, США, Португалия и Россия не участвовали в подписании данного соглашения и удостоверение ICC не считают легитимным в своих территориальных водах. Отсюда следует что нашим любителям яхтсменам, да и спортсменам получить данный сертификат можно только в другой стране или в комплекте с удостоверениями полученных по программам обучающих центров RYA и IYT.
На первый взгляд все просто, получил заветный сертификат ICC и спокойно путешествуй. Но стоит отметить что основной целью получения разрешения является демонстрация практических и теоретических навыков владельцам чартерных компаний в которой вы планируете взять яхту на прокат. Компании охотней контактируют с лицами имеющих сертификаты IYT и RYA, так как репутация систем обучения вызывает большее доверие чем корочки ICC.
Каждая компания, занимающаяся прокатом яхт и лодок, по-своему относятся к различным сертификатам тех или иных школ, программа обучения их мало интересует. Больше всего отдается предпочтение проверенным и зарекомендовавшим себя документам, но несмотря на это компания по своему усмотрению могут отклонить любой сертификат если возникнет подозрение не в компетентности обладателя.
Главный вывод всего повествования – стоит внимательно отнестись к выбору школы где выдают не только «корочки», но дают конкретные знания и весь процесс обучения имеет постоянный контроль.
Приходите в нашу яхтенную школу и получите качественное обучение и международно распознаваемые сертификаты. Первоначальный сертификат, который можно получить, – «Day Skipper». Его будет достаточно, чтобы взять яхту в чартер.