Прохождение границ Турции и Греции чартерными и частными яхтами

Регион, о котором пойдет речь очень популярен у яхтсменов множества стран, в том числе и у россиян, поскольку обладает защищенной акваторией, высоким уровнем сервиса, наличием двух очень непохожих стран и удобством для посещений из-за отсутствия виз. При этом очень часто встает вопрос, а можно ли зайти из Турции в Грецию на яхте, на пару дней без формальностей?

Сражу скажу, что нет, оформление для захода в Грецию, страну ЕС нужно, Более того, для такого захода необходимо соблюсти некоторые требования, порой не такие уж и простые. Тем не менее, в какой-то степени получить впечатления от плавания в Греции можно, правда не заходя в страну, а проследовав через воды Греции транзитом.

Как и зачем это делать, как нужно оформлять границу, в каких портах это удобнее и дешевле? Вот некоторые темы этой статьи. Надеюсь, она будет полезна для практикующих яхтсменов, облюбовавших этот регион.

Из Турции в Грецию

Итак, давайте применим общие нормы прохождения границ с открытием практики или транзитом, изложенные в предыдущей статье на эту тему.

Для этого, во-первых, опишем прохождение границы чартерной яхты под разными флагами, практику в Греции и возвращение назад, в Турцию, а во-вторых, опишем правила транзита через воды Греции.

Итак, мы отправляемся из Турции в Грецию (обычно на неделю) на чартерной яхте из Мармариса. Порядок вхождения их Турции в Грецию, известный мне из практики, следующий:

  1. Заявите о планируемом маршруте в чартерную компанию при бронировании яхты. Вам нужно однозначно указать, что вы намереваетесь посетить Грецию. В этом случае у вас на яхте должны быть оригиналы судовых документов. Турецкие законы допускают плавания с копиями!
  2. После приемки и бункеровки яхты подойдите в назначенное агентом время к специальному пирсу в Мармарисе, Бозбуруне, Даче, Фетие или в других портах, где к вам подойдет агент, возьмет ваши документы и ваши же деньги и за ручку с капитаном пройдет все описанные в статье процедуры. Контакты агента вам предоставит чартерная компания или вы можете найти его на акваториях интернета. Без агента пройти границу на чартерной лодке практически невозможно. Турки говорят, что таковы их законы. Честно говоря, в Мармарисе и на частной лодке это не просто.
  3. Переходите в воды Греции. При входе поднимаете гостевой греческий флаг, под ним «карантинный» «кэбек», под правой краспицей. Заходить можно далеко не во всякий порт, в нашем регионе можно зайти: Родос, Кос, Сими. Если поход дальний, то можно отложить визит к властям до: Хиос, Парос, Микенос, хоть до Афин и дальше (Пилос, Патры, Корфу).
  4. Не дольше, чем через 24 часа после входа в порт вы должны явиться один в портовые власти Port authority, также можно поручить эту работу агенту. Если у вашей яхты есть страховка, а у каждого члена команды в порядке визы, вам предоставят свободную практику в водах Греции, то есть выдадут транзит – лог и сделают отметки в паспортах.
  5. Отправляйтесь в плавание! При этом, режим плавания яхт под флагом ЕС и под другими флагами несколько различная. Если у вас кормовой флаг страны ЕС, то от вас ничего не нужно вплоть до выхода из ЕС. Если флаг не ЕС, то вам нужно отмечаться в порт полис в каждом порту.

Из Греции в Турцию

Теперь опишем порядок выхода из Греции и входа в Турцию. Пусть вас не пугают длинные описания, поскольку к этому моменту вы уже будете вполне опытным капитаном! Итак, по порядку:

  1. С агентом или без явитесь в Порт-авторити и попроситесь на выход. Выход можно оформить, так же, как и при входе, в тех же портах. В нашем районе это Родос, Сими, Кос. Встать можно в любом месте порта, однако будьте внимательны, на Косе только летом границу можно пройти в марине, весной же и осенью идти нужно именно в порт.
  2. Получив «добро» (у вас заберут транзит лог и поставят отметки в паспортах о выходе из шенгена) можно отправляться в Турцию.
  3. Вешаем под правой краспицей турецкий флаг, кэбек и входим в воды Турции. Так же, как и при выходе, вам нужно пришвартоваться в специальном месте в специальных портах. Порты все те же: Мармарис, Бозбурун, Дачча, Бодрум, Фетие.
  4. Неизбежный в этом случае агент довершит процедуру входа. В документах новый транзит лог и отметки в паспортах о пересечении границы Турции! Все!

Как вы видите, вариантов много, давайте их проанализируем. Самый простой и быстрый маршрут и вариант – Мармарис – Родос. Переход короткий времени, на все про все - минимум. Этот вариант и самый дорогой. Агенты в Мармарисе и на Родосе самые дорогие. В Мармарисе нужно подойти на пирс, который указан на фото.

Мармарис
Мармарис

На Родосе можно зайти в старую или новую марину и даже встать на якорь. Если встали на якорь, то агента вы легко найдете в порту Мандраки. Расстояния между офисами на Родосе довольно большие и чтобы самостоятельно пройти границу на Родосе лучше сразу арендовать мопед или велосипед.

Родос
Родос

Пожалуй, самый щадящий по бюджету вариант Бозбурун – Сими. Агент в Бозбуруне самые недорогие, а на Сими можно легко обойтись и без него. Стоимость стоянки на острове и расстояния между офисами властей не в пример меньше, чем на Родосе (особенно, если стоять в новой марине). В Бозбуруне вставайте на место, указанное на фото, кормой к пирсу с помощью якоря, как в Греции.

Бозбурун
Бозбурун

На сими можно встать в любом месте, зоны расположения офисов указаны на фото. Маршрут: 1 (полис); 2 (таможня); 3 (начальник порта).

Сими
Сими

Точные стоимости назвать трудно, цены могут меняться, укажу лишь весьма примерный диапазон. Для чартерной яхты полное оформление границ (туда – сюда) увеличивает расходную часть бюджета плавания от 300 до 900 евро. И это очень примерно!

Транзит

Теперь немного о транзите.

Во-первых, для чего он нужен, поскольку нас в первую очередь в Греции интересует не вода, а берега? Для ответа на этот вопрос нужно снова окунуться в теорию. Давайте теперь посмотрим, как этот самый транзит осуществить и понять, для чего он нужен. Итак, вы планируете взять яхту в аренду в Турции и как-то побывать в Греции, то есть в нашем случае, пройти через греческие воды транзитом. Как это осуществить? Порядок следующий:

  1. Каким-то образом вам надо уведомить чартерную компанию, что вы собираетесь пройти транзитом Грецию. План может быть таков: вы направляетесь в Бодрум (порт внутри Турции) с остановкой на якорную стоянку в Греции. Стоянка может быть на Сими (Педи или Панораймитис или что-то еще). При этом, вашу лодку могут осмотреть морские власти Греции. Поэтому на борту должны быть оригиналы судовых документов.
  2. Отправляйтесь в плавание без всякой процедуры, без агентов и т. д.
  3. В территориальных водах Греции поднимите под правую краспицу греческий флаг и ниже его флаг тангоу». Такая комбинация флагов означает вашу просьбу: «Прошу разрешения на транзит через ваши воды! Не имею на борту груза, запрещенного для провоза в ваших водах».
  4. Теперь вы можете встать на якорь и даже в порт, но не имеете права высаживаться на берег. Высадка на берег – это нарушение границы.

Для чего это вам может понадобиться? А для того, чтобы, например, попробовать греческую кухню, которую вам могут доставить на борт прибрежный ресторанчик, отдохнуть в удобном и недорогом порту (Тилос, Нисирос), послушать греческую музыку, если вы попали на какой ни будь праздник возле порта. Согласитесь, что это, в общем то не так уж и мало! Конечно, доставка ужина на борт без таможни, строго говоря, не законна, но такое нарушение, поверьте совсем уж крохотное, поэтому, скорее всего вас простят в любом случае. Однако помните: выходить на берег никому из членов команды нельзя!

Выводы и заблуждения

Завершая описание прохождение границ этого региона, следует, пожалуй, развенчать некоторые заблуждения:

  1. Нет никакой особой процедуры для прохождения границы Греции в упрощенном виде, для кратковременного захода. Об этом я сам неоднократно справлялся у официальных властей в портах Греции.
  2. Нет никакой возможности без нарушения, пересечь границу Греции без визы, под предлогом международных правил пересечения границ для моряков. Корни этого заблуждения, по-видимому, уходят своими корнями в практику безвизового пересечения границ с паспортом моряка. Паспорт моряка – это отдельная история, выходящая за рамки этой статьи и поверьте, что к яхтсменам, арендующим яхту в статусе бербоут чартер, эта норма неприменима.

Итак, позвольте вам, дорогие мореплаватели – яхтсмены, предложить рекомендацию по изложенной теме: планируйте и осуществляйте свои плавания в строгом соответствии с законами стран посещения!

Приятного плавания!

Смирнов Олег

PS: пока статья готовилась, в Греции вышел закон – всем яхтам больше 7 м. с иностранными (не греческими) флагами нужно платить налог на плавание в греческих водах. Пока такой практики у нас не было, следите за нашими новостями!

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!