Среди множества развлечений, которые стали нам всем более или менее доступными, сравнительно недавно появился и некий “яхтинг”. Слово само по себе спорное, но пока описать это развлечение более подходящим словом не получается. По сути, это развлечение, которое мы называем “яхтинг”, можно описать так: самостоятельное, командное управление парусным судном с целью отдыха, спорта или туризма.
В этой статье мы попробуем найти самые интересные стороны этого развлечения для различных групп людей, что бы читатель смог определиться: стоит пробовать или нет? Рассмотрим в чем основные бонусы, яркие впечатления, “приколы». Посмотрим и в чем, “засады”, трудности, какие цены, ограничения, а может и неудобства испытывают различные люди, занимающиеся яхтингом. Проанализируем и то, как к этому относятся, со участвуют или “страдают”, друзья и близкие яхтсменов.
Так же и тем, кто уже считает себя яхтсменом, то есть уже “в теме”, возможно будет интересно узнать что-то новое о своем увлечении. Возможно, вы отметите для себя какие то новые грани, новый взгляд, который поможет вам достичь новых впечатлений, результатов.
Навигация по статье:
Часть 1. Мотивация (пряники)
Кто и зачем приходит в яхтинг? Из всего многообразия эмоций и впечатлений, которые неизбежно получает яхтсмен (которого, по-сути можно назвать моряком современного парусного флота) можно с уверенностью выделить несколько основных направлений, мотиваций, которые интересуют в первую очередь. Основная мотивация, пусть в первом приближении, и поможет нам описать нашу аудиторию. Итак, вот перед нами люди, тратящие немалые средства и время на самый дискомфортный и дорогостоящий вид перемещения по морю: на парусных и моторных яхтах.
Кто эти безумные люди? Откуда столько решимости? Попробуем “разложить“ их по полочкам. Разумеется, “классификация” весьма условна и может не иметь лично к читателю никакого отношения!
1. Яхтсмены - яхтсмены.
В силу различных причин эти люди занимаются парусом и всерьез и практически всю свою жизнь. Они были и будут яхтсменами. Эта самая компетентная часть рассматриваемой аудитории. Это или гонщики, или инструкторы, или наемные капитаны, тренеры, яхто-строители, яхто- жители и т.д. Все они высоко квалифицированные специалисты, которые занимаются яхтингом, ходят в море или за зарплату, или за интерес, с высокой степенью мотивации и ответственности. За ними все остальным яхтсменам, новичкам и не очень, можно укрыться от невзгод, которые нет, нет, да и преподносит либо море, либо команда.
Эти романтики паруса навсегда поражены любовью к парусу и у нас в народе их часто называют “яхтонутыми”. С этим диагнозом ничего поделать нельзя, так что, близким по большей части приходится смиренно составлять команду для своего “болезного» капитана.
Что же интересует этих людей? Тут целый список!
- Достичь более высоких результатов в тех или иных регатах, гонках, подготовить натренировать спортсменов к высоким достижениям, организовать новую регату, яхтенное событие.
- Пройти свою “кругосветку”. Для большинства яхтсменов на акватории мирового океана есть свои “кругосветки” (то есть маршруты повышенной сложностью с большим удалением от портов) которые влекут душу моряка. Первоначальные мечты могут простираться над водами московского моря, но рано или поздно, полноценное кругосветное плавание “прописывается” в душе таких людей и может даже стать “идеей фикс” особенно для родственников “потерпевшего”.
- Освоить управление судов со все большего размера и со все большей парусностью и численностью команды. Как писал про таких Джек Лондон “Сердце настоящего моряка сладко сжимается при виде крупного парусника!”.
- Карьера яхтенного капитана. Тут мотивация весьма приятна для родственников, поскольку она напрямую связана с ростом дохода семьи. Такие яхтсмены много учатся, поддерживают в хорошей форме свой внешний вид и здоровье. У них есть время на отпуска и на время для детей. Кругом плюс!
2. Яхтсмены - туристы.
Наверное, это основная когорта современных яхтсменов. Именно они и создали и поддерживают своим участием всю яхтенную индустрию. Это, как правило семейные или компанейские люди, с которыми весело или, по крайней мере комфортно ходить по морям - океанам всей своей дружной семьей - гурьбой. Конечно, муж - отец - душа компании по своему характеру может быть отчаянным моряком, мечтающем о штормах, приключениях и кругосветках, но предпочитает смирить свои безумные порывы для того, чтобы провести свое плавание в режиме, удобном для друзей и близких.
Эти благородные люди понимают, что зарплата современного матроса парусного флота - его впечатления! Поэтому, скрепя сердцем, глава семейства/компании отправляет свою команду “грабить” тот или иной порт (отпускает на шопинг, экскурсии, термы, прогулки по развалинам), вместо того, чтобы наворачивать сотни миль в открытом море, в гонках и дальних походах! Снимаем шляпу перед такими людьми! Ведь порой единственное, что их поддерживает на плаву, так это хрупкая надежда, что рано или поздно его вторая (прекрасная) половина созреет и даст добро на настоящую кругосветку! А пока он с тоской, под ласковый шелест уютных портовых волн, вглядывается в горизонт моря и своей души!
3. Яхтсмены - предприниматели.
Глаза этой группы людей загораются при суммировании бюджетов, которые тратят другие яхтсмены на свой отдых или хобби. Вычислительные процессы, стремительно происходящие в их головах, не могут скрыть никакие маски, которые они накладывают на свои физиономии. Алчный интерес заволакивает чистый взор моряка и пролезает в самые потаенные уголки затуманенного сознания! Как они себя ведет в жизни? Посмотрите мультик “Остров Сокровищ”. Все многообразие характеров таких яхтсменов можно подробно рассмотреть в героях этого мультика и одноименного произведения незабвенного Роберта Стивенсона! Стоит ли родственникам ожидать выхлоп? 50 на 50!
4. Яхтсменки.
Это особый случай! Наверное, каждый, когда ни будь да слышал, что “женщина на корабле - к беде”! Мы не согласимся с таким прямым и бескомпромиссным законом, но что-то в этом, таки есть. И тут все зависит от конкретной ситуации. И далеко не всегда дело ограничивается стройным силуэтом, загорающим на баке.
Дело в том, что из-за особенности женского восприятия действительности, смешанные команды, то есть там, где есть жены, как правило очень даже гармоничны! То есть ходят безопасно, в приключения попадают куда реже. Разумеется, пока плавания прибрежные и не сложные. А вот если перед командой встает задача завоевания хорошего результата в длительной гонке, то дамам лучше остаться на берегу, чтобы на многотрудных путях пляжинга и шопинга успеть подготовиться к встрече своих небритых и немытых героев! Для хрупкого женского организма физические, психические и антисанитарные нагрузки такого “заезда” чрезмерны.
В нашем клубе много девушек - яхтсменок и наши наблюдения приводят к следующим результатам, условным разделением этой категории по интересам:
- Жены и дочери яхтсменов. Поклонимся этим дамам! Им не из чего выбирать, они просто смиренно следуют вслед за своей судьбой, понимая, что изменить ситуацию в корне невозможно. И что бы “не будить зверя” они лишь изредка пытаются отвоевывать кусочек шопинг-молла для отдохновения своей души.
- Спорт-фитнес-ЗОЖ - леди. Это активные, с виду просто сорвавшиеся с цепи предрассудков дамы, ставящие своей целью самостоятельно (порой даже без подруг) охватить все виды увлечений и приключений современного мира активных развлечений! Им нужно все и сразу, и желательно двойную порцию. Они неплохо вписываются в гоночные команды, а порой даже и “застревают” в них, но по большей части в следующем сезоне вы сможете найти ее либо на курсах содействия аутистам силами парашютистов, или в компании художников натуралистов, занятых выражением собственного взгляда на преломление рассветов южного полушария в крыльях бабочки Морфо Минелая.
- Поисковички. Дамы в поиске. Они испытывают на практике идею найти спутника жизни в среде увлеченных людей. Почему бы и нет? Результативность на наш взгляд, непредсказуема: 50 на 50!
Часть 2. “Засады”
Здесь мы поговорим про издержки. Во что нам все это выливается.
Для ободряющего начала приведем описание что такое “яхтинг” позаимствовав его из среды британских яхтсменов:
“Чтобы понять, что такое “sailing”, оденьте плащ (дождевик) возьмите с собой свои сбережения в виде бумажных купюр и пойдите в ванную. Там встаньте под холодный душ и начните рвать деньги. На мелкие кусочки. Вот тут-то вы и получите вполне близкие к реальным, ощущения от этого самого яхтинга!
Если вас эта аналогия еще не остановила, разложим трудности яхтинга, опять-таки, по полочкам:
- Денежные затраты. Это довольно существенная статья для большинства семейных бюджетов. Сюда входят: стоимость обучения в яхтенной школе, экипировки, билеты и визы, аренда яхт, затраты на связь за границей и т.д.. Особо следует описать самый тяжелый случай в нашей среде! Покупка яхты. “О, Боже!”, обреченно стенают родственники, понимая, что мечты о спокойном и благополучном будущем на скатерке с рюшечками, летят в пропасть! Ведь к самой яте тут же прицепятся счета за: стоянку - страховку - обслуживание - ремонт - новые шторки и т.д. и т.п.! Их не остановить! И пусть яхто владелец в конце концов скажет: “С этой яхтой у меня было два счастливых дня: день покупки и день продажи! Между ними вечный кошмар!” Но до этого дня, когда потерпевшие, дождавшись счастливого для себя, и полного горечи раскаяния момента, смогут сказать (хором): “Ну мы же тебе говорили!”. До этого надо еще как то дожить!
Несколько скрашивая картину бедствия, можно отметить, что отдых яхтсмена, не покупающего, а просто арендующего яхту, вполне сопоставима со стоимостью отельного отдыха! - Время. “Яхтонутый” его, также, как и деньги, безжалостно убьет. На ремонт яхты, на обучение, на тренировки, на ночные поиски в интернете, на поездки на регаты и в походы. Выход один: составить компанию.
- Дискомфорт в море. (фото укачавшегося) Рано или поздно, яхтсмен и все, кто с ним увязался, попадет в шторм, дождь, бурю, шквал. И рано или поздно вас укачает, ведь укачивает любого здорового человека. Это неизбежно. И вы не сможете сказать:” Все! Я выхожу, где мои вещи!”. Вы в одной лодке! Терпение - одна из самых главных благодетелей моряка! Счастливы те люди, кто ей обладают! Причем, более всего терпение потребуется даже не в шторм в море, а в шторм на берегу, в ожидании погоды! Испытание ожиданием! В утешение можно заметить, что бесконечных штормов не бывает и терпеливую команду море всегда награждает и солнцем и приятным, упругим ветром, несущим вашу белоснежную яхту по бирюзовому морю!
- Дискомфорт в команде. В команде - почти как в семье - бывает всякое. Пространство маленькое, люди сталкиваются друг с другом часто и по самым неожиданным поводам. Конечно, есть куча традиций и правил, которые помогают быстро прояснить интересы и выработать компромиссные решения в любой команде, но по душе ли они будут вам? Готовы ли вы к уступкам? Ведь не все капитаны умеют “разруливать” интересы в команде. А ведь иногда собирается команда с абсолютно противоречивыми интересами, где и компромиссы то невозможны! Засада! В утешении: смотрите на тюрьму, на то в каких условиях, в похожей тесноте размещаются и как-то уживаются подневольные люди. Уверяю, вам станет легче!
Часть 3. Награды
Наконец то о приятном! В этой части о том, ради чего вся эта история затевалась.
Что же, во-первых, все неприятности при пристальном рассмотрении легко превращаются в самые, что ни на есть, пряники! “Кому война - а кому мать родна!”
- Шторм, волна выше неба и ветер кладет дождь в горизонт? Чудесно! Новые ощущения, трепет, волнение, ожидание неизвестного, упругий ветер, наполняющий легкие - все это атрибуты морских приключений, романтики, ради которой мы и отправляемся в море!
- Трения в команде? Отлично! Где как не в лодке найти пути для развития отношений, их выхода на новый уровень! Ведь преодоленные трудности лишь укрепляют команду, создают историю побед! Вперед, в море! Мы сойдем на берег сплоченной командой!
- Денежные траты? Отлично! Красиво тратить деньги - разве это не мечта красивых людей? Счет, пожалуйста!
И это еще не все! Посмотрим на то, что привлекает нас в походы, регаты и круизы в море. Без малейшей натяжки.
Основных, прямых пряников два: путешествия (малые географические открытия) и спорт, состязания.
Прелести путешествий.
На яхте, которой вы управляете самостоятельно, вы и ваша команда может отправиться по маршруту, который вы выбираете сами! Долгими зимними вечерами вы его планируете. Мечтаете и это уже удовольствие! А на месте вы не просто его проходите, а можете переработать, скорректировать! Ведь вы первооткрыватель, Колумб! Вы вступаете на путь полный неизвестности и загадок, вас встречают на островах аборигены, говорящие на непонятном языке (турецком, итальянском, греческом и т.д.). Вы добываете и готовите пищу, выстраиваете вертикаль власти в ковчеге, ведете непростые переговоры с пиратами (портовые власти), наконец вы вымениваете у туземцев ценные вещи (бусики, кружки, куколки) на бесполезные, разноцветные фантики (розовые, желтые, зеленые, с надписью “евро”). Наконец ваша команда впервые в истории бросает якорь в глубокой, красивейшей бухте с чистейшей водой и незабываемым, сказочным пейзажем. Как это можно переоценить!
Соревнование, спорт.
Ревнивые по парусу люди рано или поздно начинают ревновать (со-ревновать) вместе, ведь мастерство познается в сравнении! Что бы соперники не думали о своих достоинствах, финишный протокол убийственно формален. Как же занять верхнюю строчку?
Победа в любой маломальской взрослой гонке обеспечивается успехом практически во всех областях человеческой жизни:
- Яхтсмену нужно быть компетентным, опытным гонщиком, то есть обладать высшей, чем у соперника квалификацией. А квалификация почти всегда связана с временем, длительностью тренировок. То есть, если соперник тренировался с 7 лет, а вы только с 47-ми, то шансов у вас практически нет. Но есть выход! Вы можете стать членом команды, где рулит этот самый супер-рулевой, впервые вышедший на воду под парусом в нежном возрасте и в благодатные “застойные времена”, где за образование, в том числе и спортивное, не нужно было платить.
- Коммуникабельность и самоотдача в команде. Поставить интересы команды выше личных, уметь вдохновить команду, терпеть, когда нужно и взрываться, когда необходимо. Все для командной победы и ничего для своих интересов! Вам нужно научиться быть как минимум ценным для своей команды, как максимум, собрать свою команду, чем-то ее вдохновить на подвиг, на победу. Захватывающая перспектива!
- Яхтсмену нужен и основной ресурс: время и деньги. То есть “в миру” яхтсмен должен быть самодостаточен, располагать свободно своим временем и иметь избыточный достаток. Впрочем, здесь все весьма относительно, ведь яхтинг может предоставить соревновательное поле для людей с самым скромным достатком. Например, есть парусные суда, созданные в домашних верфях, на которых состязания ничем не проще чем на самых дорогостоящих проектах модных мировых конструкторов. Ветер везде одинаков и для всех дует бесплатно!
Часть 4. Перспективы
Насколько далеко во времени и пространстве простираются наши увлечения парусом? Что можно выбрать для себя в качестве вдохновляющей цели? К чему готовить близки?
Цель наша определит и план на многие годы. Морское дело требует длительного обучения, наработку навыков, накопления опыта. Порой трудно поставить перед собой такую удаленную по времени, глобальную, стратегическую задачу. Лучше всего, для начала, попробовать что ни будь простое, чтобы понять: “мое - не мое”. Это можно сделать в простых походах, несложных регатах. Не отказывайтесь от того, что может просто “подвернуться под руку”, куда вас просто позовут друзья - товарищи. Доверьтесь случаю!
И вот, набравшись первых впечатлений или доверившись своей мечте, мы можем начать описывать для вас возможные варианты, перспективы занятий яхтингом. Опишем основные путеводные звезды, которые влекут тех или иных яхтсменов в море.
Мечты для двух основных групп яхтсменов (путешественники и гонщики) несколько различны. Притягательные звезды несколько отличаются.
Путеводные звезды путешественников:
- Кругосветное плавание (трансатлантический переход). Это звезда путешественников. О ней они много размышляют и выстраивают варианты маршрутов и подбор яхты. Привлекательной чертой кругосветного путешествия может быть: стиль жизни, романтика длительного похода, достижения в преодолении собственных страхов, комплексов и т.д. Тут каждый выбирает свою мотивацию. Что касается реальных предложений, то мы смело можем посоветовать тем, кто грезит об океане приглядеться к хорошо организованному трансатлантическому переходу в группе яхт. Сайт оргкомитета.
Разумеется, туда может и не стоит отправляться в свое первое плавание (хотя такие случаи сплошь и рядом), но в качестве ориентира для будущей победы очень даже подойдет! В качестве подготовки к такому плаванию для более, менее опытных яхтсменов мы также можем вам посоветовать принять участие в наших перегонах, где протяженность плавания сравнима с океанской, а в команде есть опытный капитан. Вы сможете примерить на себе “шкуру” океанского яхтсмена - путешественника. Пример такого “тренировочного” перегона. -
Самостоятельное плавание на яхте в составе своей команды (друзья, семья) на арендованной крейсерской яхте. Для многих, можно сказать - для большинства, начинающих яхтсменов и для большинства членов нашего клуба это самая привлекательная идея, мечта. Это действительно волнующее и запоминающееся событие, которое может вдохновить всю команду пройти длительное обучение, финансовые издержки, хлопоты по перелету, оформление виз, закупку экипировки и т.д. Для реализации этого проекта обычной семейной паре или компании друзей требуется 6-10 месяцев. За это время вы успеете пройти теоретическое и практическое обучение, подобрать себе яхту и регион, собрать команду. Рекомендованные регионы для начинающих:
- Турция.
Защищенная акватория и доступные цены делают этот регион наиболее привлекательным для первого самостоятельного путешествия на арендованной яхте. Аренда яхт в Турции. - Греция. Ионическое море.
Начинать историю плаваний своей команды можно далеко не во всех регионах Греции. Ионическое море - идеальный регион для начинающих яхтсменов. Защищенная акватория и обилие портов, якорных стоянок, хорошее закрытие от штормовых ветров - вот, что делает эти воды наиболее востребованными для молодых капитанов! Аренда яхт в Греции.
- Турция.
“Путеводные звезды” яхтсменов - гонщиков.
Их влечет в море спортивный азарт, адреналин. Эти люди честолюбивы и им нужны победы. Примером для них служат, чаще всего яхтсмены - легенды, люди, достигшие на различном уровне тех или иных результатов, побед. Вдохновляют их и величайшие мировые регаты.
Набросаем список самых - самых - самых.
- America’s Cup. Древнейшая регата в честь шхуны “Америка”. Проводится не прерываясь даже на мировые войны с 1852 года.
- The Ocean Race — командная кругосветная регата на парусных яхтах класса Volvo Ocean 65 (Volvo One-Design). Проводится с 1973 года. До 2001 года называлась Whitbread Round the World Race. До 2019 года называлась Volvo Ocean Race Кругосветная регата на яхтах с полными экипажами. Самая “раскрученная” регата в мире.
- Vendée Globe — единственная в мире кругосветная регата яхтсменов-одиночек, которая проводится без остановок (нон-стоп) и без посторонней помощи. В силу исключительно сложных условий южных широт, где проходит соревнование, её называют «Эверестом парусного спорта». Регата проводится один раз в четыре года, с ноября по февраль. Отправная и конечная точка маршрута — порт Ле-Сабль-д’Олон во французском департаменте Вандея. Маршрут регаты в целом повторяет маршрут шерстяных клиперов XIX века.
- Rolex Middle Sea Race – самая выдающаяся регата Средиземноморья. Проводится ежегодно. Стартует и финиширует на Мальте. 600 мильный маршрут огибает Сицилию, действующий вулкан Стромболи. Множество островов, в том числе Лампедуза и Пантеллерия. И тут нас встречает чудо! Вы можете принять участие в этой регате в нашем клубе!
Перспективы для любого яхтсмена, решившего заняться гонками практически бесконечны! Высоко квалифицированный гонщик - крейсерист достигает необходимой квалификации (начав свой путь в парусный спорт в нежном возрасте) годам этак к 50-ти, когда в единый кулак собираются навыки, знания, опыт. Психологическая устойчивость достигает своего пика, а физическая форма все еще позволяет не выбиваться из строя в команде более молодых и пылких. И, если ваша биография в парусном спорте начинается не в 7-8 лет, то профессионала вам уже не догнать. Эта новость вроде бы так себе. Однако на самом деле это все же хорошая новость! Ведь перед вами перспективы роста на долгие - долгие годы! Вы можете, придя в парусный спорт в расцвете сил, оставаться в нем до глубокой старости и находить в нем все больше и больше путей своего роста, достижения своих результатов! Вас ждут открытия и достижения в течении всей оставшиеся жизни! Вам больше не нужно будет выбирать никаких увлечений, парус захватит вас навсегда!
С чего начать?
Начните с тренировок, теоретических занятий. Посмотрите видео, фильмы, начните читать гоночную, спортивную литературу. А поскольку парусный спорт развлечение командное, то вам так же потребуется найти свою команду или примкнуть к какому ни будь сформировавшемуся коллективу. Приходите к нам в клуб! Мы будем рады видеть вас в наших командах, на пути к вашей мечте:
- На тренировки и регаты в Подмосковье
- На несложную, веселую и очень хорошо организованную регату RODOS CUP
- Набравшись опыта, мы готовы будем вас принять и в команду топовой регаты нашего календаря ROLEX MIDDLE SEA RACE
Дорогу осилит идущий! В нашем клубе нашли свою дорогу в мир парусного спорта многие взрослые гонщики. Присоединяйтесь!
Доброго ветра в паруса вашей мечты!