24 апреля 2019 года в YachtRussia была опубликована новость:
Еще одна яхтенная авария при входе в портВ прошедший понедельник на восточном побережье Сардинии при входе в марину Santa Maria Navarrese затонула яхта Oceanis 393. Вместе с ней погиб ее 62-летний капитан. Находившиеся на борту женщина (супруга капитана) и собака были спасены.
Как сообщается, яхта после 35-мильного перехода попала в усиливающийся сирокко, и капитан принял решение укрыться в близлежащем порту. Это решение стоило ему жизни. Сходя с крупной попутной волны яхта ударилась о дно и потеряла мачту, после чего опрокинулась. (Возможно, капитан в трудных условиях промахнулся мимо фарватера.)
Специалисты страховой компании уже высказали мнение, что в подобной погодной ситуации данная гавань должна закрываться на вход и выход.»
Предлагаем читателю анализ произошедшего трагического события. Автор - Смирнов Олег, яхтсмен с огромным опытом мореплаваний в открытом море, который в последние 9 лет выбрал в качестве места стоянки и мореплаваний именно тот район, в котором и произошел этот инцидент.
Анализ трагического происшествия
Событие произошло в Тирренском море, в 160 милях от места базирования нашей яхты. Мы выбрали в качестве домашнего порта марину во Фьюменчино, в устье реки Тибр. Как мне кажется, у нас есть довольно приличный опыт мореплавания в подобных условиях, мы ходим тут уже девять лет. Более того, похожая катастрофа (правда без жертв) произошла совсем неподалеку от нас и мною была проанализирована в статье.
Предлагаю читателям, яхтсменам и морякам мой анализ этой катастрофы для обсуждения, с тем, чтобы составить экспертное мнение о причинах аварии, а также, что, пожалуй, важнее - рекомендации, как можно избежать подобных событий.
Анализ я приведу, исходя из того, что можно получить из текста этой новости. Восстановим хронологию.
Итак, яхта до катастрофы прошла 35 миль. Рассмотрев акваторию можно найти только один порт на таком расстоянии. На юге. На севере на таком удалении ничего нет, то есть скорее всего они вышли из Porto Corallo. Посмотрим, что о нем указано в лоции. Сам я туда никогда не заходил. Сайт марины www.marinadivillaputzu.it
Марина работает круглогодично, максимальный размер принимаемых яхт 30 метров, все виды обычного сервиса, глубина в порту 5 метров, может быть лишь некомфортной при сильном южном ветре (Чирокко), о котором указано в тексте новости, это ветер, который дует с северо-западного направления. Марина используется как базовый порт для отдыха при плаваниях вдоль восточного берега Сардинии.
То есть, проанализировав порт выхода, можно отметить, что команда имела возможность и хорошо отдохнуть и получить прогноз погоды.
Теперь нужно попытаться восстановить план перехода, куда они планировали попасть в конце перехода. В тексте новости указано, что погода ухудшилась внезапно и как бы неожиданно для команды, то есть решение зайти в порт Santa Maria Navarrese было принято в море, и возможно, капитан запросил заход в порт. В Италии принято бронировать место для яхты по телефону. Это может быть важным обстоятельством в нашей истории. Дело в том, что сотрудник марины, который по всей видимости, принял вызов, скорее всего не видел, как выглядит море у входных створов, поскольку телефоны стоят в комфортных офисах. Радио же обычно используют швартовщики, маринеры. И они, находясь в непосредственной близости от моря, куда более осведомлены об опасностях входа – выхода по погодным условиям. Таким образом, сложившаяся практика запрашивать вход в порт по телефону, могла послужить одним из звеньев цепочки трагических событий.
Позволю себе дальнейшие предположения.
Направляться яхта могла в этом переходе, по предварительному плану, скорее всего дальше на север в Олбию. До нее от места выхода в переход всего около 100 миль. Эта дистанция вполне часто преодолевается яхтсменами в наших районах, так как здесь есть довольно протяженные малоинтересные мелководные берега без марин. Таким образом, следующее мое предположение состоит в том, что капитан поставил перед собой задачу пройти ночным переходом до Олбии. План вполне распространенный и реальный, если бы не погода. Войти в Олбию можно безопасно при любой погоде и даже в ночное время. Порт хорошо защищен и имеет размеченную акваторию. Там, конечно, можно «наделать делов» в ветреную погоду при швартовке, но погибнуть – невозможно.
Теперь посмотрим на порт, у которого лодка все-таки погибла: Santa Maria Navarrese.
Читаем лоцию
Вроде бы все хорошо, порт защищен со всех сторон, дружественная атмосфера и все такое, но!
Note Thea can be a lumpy swell at the entrance with onshore winds.
То есть при ветрах с берега на входе в порт образуется крутая зыбь, прибой!
Вот где собака то зарылась! Прибой при отжимном ветре! Прибой, конечно есть и при навальном ветре, если есть зыбь, но специальная пометка в лоции предупреждает именно о неожиданном, для большинства яхтсменов, прибое при ветре с берега.
Мореплаватели в наших краях считают зыбь основным фактором безопасности мореплавания, ну, и конечно опытный капитан, судя по имени итальянец, точно так же знал об этой самой зыби на входе. Именно из-за нее, из – за резко увеличивающейся зыби на мелководье, то есть на входе в маринах, нет - нет, да и разбиваются яхты и в Тирренском море, и в Адриатике. Именно на зыби обычно и сконцентрировано и мое внимание при планировании выхода. Именно о ней мы и предупреждаем гостей клуба в походах в итальянских водах, то есть о том, что есть вероятность, при определенном «разгуливании» ветра, идти в другой порт, может быть и в ночь. Хотя с моря эту зыбь, прибой, мало кто и разглядит!
Итак, вот мое предположение о том, как развивались события на яхте:
Планировался ночной переход в Олбию, однако встречный ветер, изматывающая зыбь и низкая скорость вымотали команду. Пройдя под мотором, с тоской в душе, один из вполне возможных и куда более безопасных портов укрытий, Abratax, за две мили до катастрофы, команда осознала, что впереди целая ночь трепки. Решение зайти в Santa Maria, как мне кажется, было непродуманным, эмоциональным. Команде так хотелось отдыха, что безопасностью капитан пренебрег. Менеджер марины, вероятно не глядя в окно, дал «добро на вход». Капитан, утомленный переходом, не прочел лоцию или пренебрег предупреждением и не разглядел в сумерках образование крутой зыби на входе. Когда он увидел зыбь, оценил размер бедствия, было уже поздно, лодку подхватила стихия. Сделать что - либо эффективное, когда лодка в прибое, просто невозможно. Кормой к прибою лодка не пойдет, назад пути нет. Даже одеть спасательный жилет, скорее всего, нет времени.
На фото красной зоной выделена та область, которой, по моему предположению, опасался капитан и синей стрелкой мое предположение о траектории захода в порт и место опрокидывания, Как видно из схемы, шанс зайти был лишь у зеленого створа.
Повторяю, это лишь мои предположения, основанные на тексте новости, лоции и моего опыта мореплавания в этом регионе. Тем не менее, на основании моих рассуждений я позволю себе предложить читателю некоторые рекомендации. Мореплавателям – яхтсменам в этом регионе я рекомендую:
- Тщательно и творчески изучать прогноз погоды, анализируя, как то и предписано в МППСС, уделять внимание основным погодным факторам, влияющим на безопасность мореплавания. В данном случае – зыби. Понятно, что большинство из нас, россиян, выросло в турецкой ривьере без зыби и нам требуется некоторое усилие, чтобы поставить перед собой задачу внимательно наблюдать за этим малоизвестным фактором. Однако: верь глазам своим!
- Тщательно читайте лоцию! Я рекомендую своим студентам в походе «спать с лоцией». Выражение, конечно образное. Однако оно спасет вас в любом регионе, это универсальная рекомендация.
- Не выходите в море при каких-либо сомнениях! Пусть вы опоздаете на самолет, на работу, на свадьбу, пусть вы потеряете деньги, уважение команды, клиентов, доброе имя и т.д. Но все будут живы! Капитан должен быть уверен в своих решениях!
- И наконец, самая сложная рекомендация для исполнения: если уж вы и «попались» и вышли в море, не подходите к берегу до той поры, пока это не будет безопасно! Проболтайтесь в море ночку! Мне доводилось и больше. А некоторые мои друзья болтались в Черном море пять суток! Пусть они (мои друзья, штормовавшие пять суток в Черном море) будут вашей путеводной звездой! А еще можно вспомнить команду экспедиционного судна «Фрам», Фритьёфа Нансена, которая, вморозив судно в лед, не «попав» в северный полюс, не поддалась панике и отправилась на вторую зимовку. На следующее лето судно оттаяло и благополучно вернулась домой. Не через год, как планировала, а через два! И ничего, все живы, а «Фрам» стоит в музее!