С 9 мая 2019 года греческое правительство ввело налог на плавание в территориальных водах для всех яхт. То есть в том числе и для яхт под греческим флагом.
Наша лодка была в это время уже в плавании, в котором были предусмотрены заходы в Грецию.
Приобретя опыт таких заходов без помощи агентов и с уплатой налога (там он называется PAI) спешим им поделиться с заинтересованными читателями от лица капитана яхты Олега Смирнова.
Наш опыт это два захода: один из Италии, один из Турции. Два выхода и отдельная оплата PAI во время плавания по греческим водам в Патрах.
Первый наш заход в Грецию был из Италии и практически спонтанным. Дело в том, что при пересечении Ионического моря практически не было ветра и в Коринфском заливе я решил подстраховаться и не доходя 65 - 70 миль до канала, принял решение дозаправиться топливом.
В лоции нашел заправочную станцию и пришвартовался в городке AIGIO. Довольно трудно произносимое, нечто вроде Эйгио. В лоции было указана возможность заправки топливом и указан небольшой порт с водой и электричеством. Топлива там не оказалось, и матросы с двумя канистрами отправились к ближайшей заправке. Пока они ходили в порт, лишь отдаленно напоминающий марину, приехал полицейский и наотрез отказался выпускать нас дальше, пока мы не оформим заход в Грецию. Пришлось начать процедуру.
Лоция
Довольно уставшая после 300-мильного перехода команда явилась в полицейский участок. Полицейские вопросы все были решены по греческим меркам очень быстро, примерно за 1,5 часа и за 15 евро. Однако, оставались еще вопросы таможенные, но таможня (дело было в пятницу вечером) уже отдыхала. Пришлось остаться на ночь. Утром в субботу таможня «дала добро» после уплаты того самого PAI и с заполнением оставшегося без изменений бланка транзит лога (разрешения на плавание в греческих водах).
Стоимость PAI на календарный месяц для нашей лодки длинной 13,45 м (налог начисляется именно с длины) составил 107,60 евро.
Наша яхта
Завершились наши испытания оформление оплаты стоянки в порту. Стоимость одного дня с водой и электричеством составила для нашей лодки 6 евро 38 центов. Оформление и оплату принимали три девушки с помощью одного компьютера, принтера, приходных ордеров и каких-то трех печатей.
Все расчеты только наличными евро.
Итак, у нас было всего два захода и два выхода из Греции. Выходить существенно проще, сначала нужно зайти в порт полис и попросить разрешение на exit.
Затем явиться в таможню (custom) и отдать им транзит лог. Все по-прежнему.
Второй заход в Грецию был на Родосе. Пришли в новую марину, оплатили прямо в марине порт полис, 15 евро и отправились всей командой в коммерческий порт к полицейским. Прошли процедуру проверки паспортов, затем в таможню. Там оплатили PAI на месяц и получили транзит лог. После этого, только капитан с документами зашел в марине в порт Полис и испросил разрешения на переход на следующий остров (Нисирос).
Затраты денежные были те же самые, временные – 3 часа с гуляниями от порта к порту.
Оплата PAI в Патрах во время плавания по греческим водам.
В Патры наша яхта зашла днем, примерно в 15 часов. В предпоследний день августа. Мы планировали оплатить PAI именно здесь. Поскольку порт большой и я надеялся, что все пройдет хорошо. К сожалению, я ошибся.
Справились у служителей марины. Он был действительно услужлив, все объяснил, подключил и передвигался на мопеде. Явился сразу после своего обеда. Таможня оказалась только в новом порту, в 3,5, а не в 1,5 км. как нам заявил тот самый служитель на мопеде.
Я отправился туда на велосипеде. Было довольно жарко и я с трудом нашел офис, который находился внутри здания морвокзала. И тут выяснилось, что сначала надо всё таки поставить отметку в порту, в полиции. Засвидетельствовать, что яхта пришла. То есть ехать обратно по жаре в порт и искать там офис полиции. Сердобольный таможенник по имени, кажется Паном, отвез меня туда и обратно, то есть помог разыскать офис, объяснил что то полицейскому и отвез обратно в новый порт. Оформляли около часа. Все мои бумаги перепроверили несколько раз и ура! Приняли деньги! Разумеется, только наличные.
Остался пустяк. Перед выходом в следующий порт отметиться в порт полис. То есть испросить разрешения на переход, зафиксировав его (разрешение) штампом в транзит логе. Однако и тут подвох. Собрались выходить утром, а полис работал с 14 -00, поскольку был выходной, воскресный день. Ну конечно, полицейская явилась несколько позже. В итоге выйти удалось лишь в 15 – 20, в спешке.
Выводы.
- Во-первых, заход в Грецию подорожал, в судовую кассу нужно добавить, в зависимости от длины яхты 100 – 200 евро.
- Во-вторых, увеличилось время оформления и количество бумаг.
- В-третьих: греческое правительство работает исключительно с наличными евро!
Рекомендации.
- Запасайтесь наличными!
- Запасайтесь терпением!
- Планируйте заходы в крупные порты (Родос, Сими, Кос) время работы таможенных служб в больших портах существенно больше и лучше налажен оборот бумаг.
- Платите сразу за два месяца, если плавание затягивается, поскольку процедуру принятия PAI без полного оформления пока еще не вполне освоена таможенниками Греции и возможно, придется потратить гораздо больше времени в каком ни будь небольшом порту.
- Отдыхайте в ритме Греции! Научитесь не торопиться и подолгу пить фрапе, наслаждаться жизнью! Научитесь ничего не делать сегодня, если можно перенести дела на завтра!
С наилучшими пожеланиями!
Смирнов Олег