Отчет об участии в гонке Rolex Middle Sea Race 2011

70 лодок из 18 стран мира прошли против часовой стрелки через Сицилию, Эолийские и Эгадские острова, Пантеллерию и Лампедузу, чтобы вернуться обратно на Мальту. Наша лодка «Альфа» (431-ый Elan) пришла последней. Результат был удручающим для многих из нас. И тому было несколько причин. Основные – неподготовленность лодки и экипажа. Для собравшейся команды, привыкшей выигрывать любительские гонки вроде Rodos Cup, это была первая гонка такого уровня. Президент клуба «Шкипер» и капитан «Альфы» Олег Смирнов делится своими впечатлениями и ведет разбор ошибок. Надеемся, наш опыт будет полезен для всех яхтсменов-гонщиков.

Перегон к месту старта, Хорватия (Задар) Мальта

Эта часть оказалась самой серьезной в погодном отношении. Более того, несмотря на то, что 650-мильный переход продолжался четверо суток с небольшим, а гонки – восемь, перегон оказался гораздо сложнее, чем сама гонка. Мы прошли весь путь без остановок, через два довольно сильных шторма (до 40 - 45 узлов). Только что приобретенная яхта "Альфа" (Elan 431), несмотря на довольно солидный возраст (15 лет), вела себя безупречно. А команда, состоящая из меня, профессионального яхтсмена, двух девушек и одного мужчины, проявила себя просто отлично. Несмотря на то, что мои матросы, укачавшиеся почти сразу, практически, течение всего перехода не принимавшие пищу - уж очень сильно штормило, капитана кормили бесперебойно! На Мальту яхта пришла с большим запасом воды, еды, чистая и ухоженная. Эта команда навсегда останется в моем сердце!

Спасибо вам!

Ну а теперь о Гонке.

Подготовка

Опять сложнее, чем сама гонка. Гоночная подготовка потребовала огромной работы и незапланированных расходов, потребовалось закупить множество мелочей, установить некоторые новые части бегучего такелажа, приобрести спасательное оборудование. Среди крупных закупок - плот класса B, EPIRB, AIS, новый анемометр (ветроуказатель). В результате команда до старта так и не успела выйти на тренировку. И это первая и одна из наиболее важных причин проигрыша. Тренировка, конечно, не решила бы исход гонки радикально, но дала бы боевой настрой. А так команда вышла в гонку уставшей после подготовки и как мне показалось, разочарованной,, потому что не провела ни одной тренировочной гонки.

i3(2).jpgIMG_8230(1).jpg

IMG_8543(1).jpg

Участки маршрута.

Мальта - Сицилия

Старт в узкой гавани. Уже на предстартовых маневрах стало очевидно, что яхта имеет очень тяжелый ход по сравнению с соперниками. Из-за того, что лодка была приобретена непосредственно перед гонкой, мы не успели облегчить яхту как следует. Однако, как мне кажется дело даже не в весе. Подводная часть корпуса требует серьезной доработки. Это все предстоит сделать в последующих гонках. А излишний вес мог бы даже и пригодится, если бы гонка была штормовой, но условия гонки были совсем другие.

В подготовке яхты приняли участие наши спонсоры - компания Стройтек. Об этой компании хочется сказать только самое наилучшее. Они поддержали нас и до гонки и продолжают поддерживать после нее, независимо от результатов. Это дорогого стоит! Такие спонсоры не просто поддерживают но и вдохновляют на серьезную работу, борьбу!

На предстартовых маневрах и до первого знака – полоса невезения. У нас сломалось все, что могло сломаться: заело закрутку генуи, порвалась оттяжка спинакер - гика, оторвался шкотовый угол грота. Спинакер пришлось убрать. Блистер порвался на ветре в 15 узлов. Истинный ветер в этот момент вероятно был 20 узлов, то есть разрушение блистера можно было предсказать, ведь новые спинакера могут порваться при 25 узловом ветре, а этот блистер был уже пожилой. Но уж очень хотелось догнать уходящий флот и я не думал о сохранности парусов. А зря!

Тем не менее, оттяжку удалось восстановить, все остальные поломки также исправили. На этом технические вопросы в гонке практически закончились.

19126_0_2_photo_MSEA11ka_1618.JPG

Флот довольно быстро скрылся впереди, и мы остались в глубоком арьергарде, из которого так и не вышли до самого конца гонки. Тактической борьбы с соперниками не было.

На первом этапе не было налажено достаточной связи с берегом, с нашей очаровательной и весьма внимательной командой поддержки. Четыре человека на берегу Мальты следили за нашими действиями и за всей гонкой, и были постоянно готовы передать рекомендации. Но мы, вначале из-за поломок, затем из-за довольно сильного ветра, не смотрели на телефон. Нам элементарно не хватало времени на связь. И это тоже существенная ошибка.

По плану, заготовленному на берегу, я собирался обойти Сицилию довольно мористо, уйдя за ветром на 20 - 30 миль от берега, однако план не был выполнен, мы пошли ближе и, как оказалось впоследствии, совершенно напрасно. В море был сильный ветер, а там, где оказались мы и весь флот, ветра было мало. Мы довольно долго болтались на траверзе Сиракуз, где нас застал первый штиль. От этого штиля нас и пытался уберечь наш штаб.

Штиль продолжался с ночи и до середины следующего дня. С приходом ветра мы устремились к проливу.

Мессинский пролив

Проходили его по установленному плану - вдоль материкового берега. Это было правильное решение. При подходе к проливу ветер опять стих, и если бы в этот момент мы оказались в середине пролива, то течение снесло бы нас обратно в море. А вдоль материкового берега мы, найдя обратное течение скоростью 1 - 1,5 узла, прошли большую часть пролива в штиль, со скоростью относительно грунта 2,5 - 3 узла. Когда мы шли в проливе, флот уже стоял в Тирренском море в своем штиле.

Это был небольшой период, когда мы начали сокращать разрыв с флотом. Однако уже в первой воронке, там, где течение переходит на встречное, нам не хватило хода, что бы преодолеть его. Яхту начало сносить назад и нам пришлось даже бросить якорь в ожидание ветра.

Ветер пришел через пару часов, мы вновь поставили паруса и пошли дальше.

Потихоньку прошли первую воронку и подошли ко второй. Там течение было гораздо сильнее: 3 - 3,5 узла. Но и ветра добавилось. Стремнину преодолевали там, где и весь флот - у самого выхода. Скорость относительно грунта была 0,5 - 1 узел! Утром мы вышли из зоны встречного течения и пошли к острову - вулкану Стромболи.

19179_0_2_photo_MSEA11ka_2396.jpg

Пролив Мессина - Стромболи

Довольно простой и короткий этап гонки, где сказалось отсутствие блистера. Заход ветра не позволил нести спинакер до острова, пришлось ставить "Код Зеро". На этом курсе он работал хуже, чем блистер. Сразу после того, как мы прошли вулкан, ветер стих. На протяжении всей жизни нашей цивилизации этот вулкан постоянно извергается, за что греки прозвали его "Тирренский маяк". Облако над вулканом, образующееся в результате столкновения ветра и горячего воздуха над лавой, исчезло, и мы, в течении практически всей ночи, наблюдали это красочное зрелище. Время от времени из вулкана вырывалась раскаленная лава и устремлялась по склону вниз. Крупные горящие камни, достигая моря, с шипением исчезали в морской воде. Рядом с нами понаблюдать за извержением пристроился лайнер с туристами.

Стромболи - Фавиньяна

На этом этапе мы сделали одну из двух крупных ошибок - зашли вовнутрь дистанции. Ночная вахта для увеличения скорости решила привестись и обойти один из Иолийских островов Filicudi правым бортом. Ошибку пришлось исправлять, возвращаясь обратно под спинакером.

Остальная часть маршрута прошла без происшествий. Утром 26 октября, в мой день рождения, пришел дождь. К этому времени нам уже стало ясно, что для нас гонка затягивается - первые яхты уже финишировали. С дождем мы принялись мыться пресной водой (пресную воду для душа мы не взяли вовсе). Настоящий праздник!

Фавиньяна - Пантеллерия

Самым сложным на этапе оказался процессы расхождения с пароходами. Заряд электричества был на исходе, огни без необходимости мы не включали, благо работал AIS. Вначале коммерческие грузовые суда идут слева направо, а после прохождения середины - появляются со стороны старборта. Системы в этом месте нет, и нам, парусному судну, они должны уступать. Однако и у парусника при расхождении есть обязательства. Поэтому здесь нужно быть особенно внимательным к трафику.

Ветер был ровный, шли под спинакером. При подходе к Пантеллерии ветер зашел сначала до полного, а затем и до острого бейдевинда. Лавируем. Подошел итальянский coast garden. Запросили стандартную информацию, оторвали воблер, болтавшийся за кормой на самодельной леске в поисках добычи. Пожелали удачи в гонке и свалили.

Пантеллерия - Лампедуза

У берегов Пантелерии вечером прошло совещание. Вопрос один: продолжать гонку или сходить с нее. Шансы вписаться в time limit призрачны, шансов мало. Тем не менее, решили бороться. Лавируем на Лампедузу. Утром почти на лейлайне дистанция до острова 30 миль. Рассчитывали быть выше, в 20-ти милях. За ночь было два отхода и один заход.

IMG_8590.JPG

Лампедуза - Мальта

Остров прошли быстро, благо маленький. Решили идти с расчетом на отход, то есть в полный бейдевинд, по возможности забираясь на ветер, не снижая скорости. Однако здесь мы совершили вторую фатальную ошибку. Ночью мы увалились больше, чем до полного бейдевинда, почти до галфинда. Очередной заход свел наши шансы на финиш к нулю. Слишком много свалились под ветер!

Здесь, в проливе между Гозо и Малтой неожиданно началась борьба за выживание судна! Ветер усилился, лавировать приходилась под большими кренами. Через забытый открытый кингстон начала поступать вода. Довольно много, грозя затопить электронику на кренах. Трюмная помпа сухая - вся вода на борту. С трудом перекрыли воду и начали качать лодку, уворачиваясь по дороге с паромами, снующими между Гозо и Мальтой, чтобы вода "скатилась" в трюма (в трюме работает помпа). При этом надо успевать навигировать - кругом берега, возможны камни. Тут еще лата из грота начала выскакивать. Ну все! Пора запускать движок!

Вот уж действительно, пока лодка не окажется у стенки - расслабляться нельзя! Практически аврал на самом финише! Не хотелось бы потонуть в 10 милях от порта!

Ветер усилился и с ходом 3- 4 узла, под двигателем и под кусочком стакселя с трудом входим в порт.

Плавучий пирс, устанавливаемый только на лето, раскачивается так же, как и по приходу с Хорватии, а может даже и сильнее!

IMG_8867.JPG

Выводы

  1. Очень важна связь с береговым штабом, с командой поддержки. Она поможет уберечь от серьезных ошибок.

  2. Лодку к такой гонке нужно готовить тщательно. Для достижения хороших результатов, да и просто для того, что бы яхту приняли в гонку, требуются существенные вложения.

  3. Следует тщательно изучать отчеты гонщиков. В них мы нашли массу полезной информации. Например, о том, как важно распределить силы команды по дистанции. Нам это существенно помогло, команда была разбита на вахты, приготовление пищи шло по графику, то есть и отдых и питание были организованы правильно.

  4. Оффшорные длительные гонки требуют круглосуточного руководства командой. С этой целью в команде должно быть минимум два профессиональных яхтсмена с большим гоночным опытом (у нас был один – я).

  5. Команда поддержки - один из ключей успеха в гонке. Перегонные команды также можно отнести к команде поддержки. Это очень важная часть всей команды. Благодарите и рассчитывайте на команду поддержки!

Как можно принять участие в этой гонке? Есть несколько способов:

  1. Арендовать специально подготовленную яхту в Хорватии. Это ближайшая страна, где сдаются в чартер яхты уровня RMSR. Учитывая перегон туда и обратно, арендовать придется на 4 недели.

  2. Войти в команду, уже участвующую в гонке.

  3. Купить собственную яхту и укомплектовать всем требуемым оборудованием.

Мы пошли по третьему пути. Купили яхту и пошили комплект новых гоночных парусов, за исключением блистера. Однако лодка "не пошла", и теперь нам предстоит довольно большая работа по "разгону" яхты. Запланировали подготовить подводную часть, поставить складной винт, удлинить бушприт, пошить гоночный блистер, облегчить яхту, привести руль и электронику в порядок.

В календаре 2012 года мы наметили участие в 5 новых гонках на нашей клубной яхте "Альфа", в том числе и в Rolex Middle Sea Race. Все гонки пройдут в Западном Средиземноморье.

Смирнов Олег

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!