23 сентября 2015 года, при заходе в порт Turistico di Roma, во время шторма, разбилась 45 футовая яхта с двумя яхтсменами на борту. Пара пожилых итальянцев после столкновения яхты с волноломом сумела надеть спасжилеты и бросить гибнущую яхту. Они выплыли на берег и выжили.
Автор статьи был свидетелем этой катастрофы, более того, он сумел ее избежать в практически аналогичных условиях. Интересен именно этот опыт, как избежать подобных катастроф при заходе в порт.
По многим причинам в статье нет конкретных данных об участниках катастрофы, информация и анализ случившегося публикуются через два года. Все это сделано для того, что бы не усугубить и без того незавидное положение потерпевших кораблекрушение.
Итак, предоставляем слово автору, Смирнову Олегу. Он профессиональный моряк, яхтсмен, имеющий за кормой опыт плавания более 50 000 миль.
Когда я впервые пришёл в эти воды, я никак не ожидал, глядя до этого на карты и читая лоции, что эти воды имеют серьезные отличия, от, например, Восточного Средиземноморья, Мне понадобилось несколько лет практики, что бы приглядеться к местным яхтсменам, рыбакам, немного подучить язык, прежде чем более менее освоиться. Здесь, в Италии мы столкнулись не только с особенностями акватории, но и с иным укладом жизни местных жителей, стилем мореплавания, связи, и с многими другими особенностями. Итак, по порядку.
Акватория
Тирренское море. Порт “Turistico di Roma” ближайшая к Риму марина на побережье.
Особенности этого побережья – мелководье и неудачное расположение. Порты в этом месте Италии расположены напротив пролива Бонифаччо, на запад, через море. И когда из пролива вылетает мистраль (сильный штормовой ветер, дующий с северо - восточного направления с побережья Франции) то он раскачивает довольно большую зыбь в Тирренском море, которая безжалостно обрушивается прибоем на берега Лацио. Мистраль меняет свое направление в проливе на западное и Лацио "огребает" по полной. При этом сила ветра здесь существенно снижается, но зыбь становится основным погодным фактором в этих местах.
Все порты на этом побережье оборудованы системами волноломов, однако, и в моей практики были случаи, когда приходилось идти и в ночь, и в шторм, мимо порта, поскольку вход в него был слишком опасным.
Хроника.
22 сентября я зашел в порт “Turistico di Roma” сойдя с намеченного маршрута Фьюминчино – Неттуно. Это был первый выход моей команды. Кое кого сразу же укачало на зыби. Но решение о сокращении маршрута было основано не на дискомфорте для команды. Марина Неттуно имеет, пожалуй самый сложный заход с изменением направления фарватера. И я счел, что вполне может так случиться, что развивающийся шторм раскачает море и не даст мне зайти в Неттуно безопасно. Команда приняла мои соображения.
Как оказалось, наглядное подтверждение правильности нашего решения, не дало себя долго ждать.
Ориентировочно 6 вечера, в начинающихся сумерках. со слов капитана и владельца разбившейся яхты, при заходе в порт Turistico di Roma, во внешнем створе, гребной винт яхты “поймал” трос, судно потеряло управляемость и его стало сносить под ветер. Примерно через минуту произошел первый удар о подветренный волнолом. Команда, состоящая из двух человек, возрастом, на вид лет шестьдесят, одев спасжилеты, спешно покинула яхту. Проплыв оба створа, они высадились на практически безмятежный пляж, расположенный внутри.
Утром 24 сентября можно было наблюдать, как море расправляется с остатками яхты. Фото я сделал, прогулявшись к внешнему волнолому с фотоаппаратом.
То что удалось выловить из воды и имело какую ни будь ценность было подобрано работниками марины. “Добро” поместилось в легковую машину.
Догадки и версии
Возможно, винт поймал буйреп буйка, который обозначал опасность у северного края входного створа. Но это в лучшем случае.
Дело в том, что накануне, когда мы входили в порт при похожих условиях. (было разве что светлее) я заметил существенный снос яхты. По всей видимости работало северное течение и мы вовремя скорректировали курс. Нос яхты при заходе в порт был направлен на южный край волнолома, а не на середину створа. То есть, лодка шла с сильным сносом. Мы зашли благополучно, хотя со швартовкой из за сильного ветра, пришлось повозиться, но происшествий не было.
Более правдоподобно мне представляется иная причина начала катастрофы.
Возможно, пожилой капитан не сумел правильно оценить тот самый снос и не скорректировал курс. Видимость была уже не лучшая - начинались сумерки.
Честно говоря, я сам заметил сильный снос не сразу. Спасли ориентиры на берегу, расположенные напротив входа в порт. Дома, столбы, вышки ближние и дальние. На курсе захода, который был проложен примерно перпендикулярному к створу, ближние и дальние объекты на берегу стали расстраиваться, “поплыли” Что и указало на сильный снос в неспокойном море. Остановить их, состворить ближние и дальние ориентиры напротив входа в порт удалось, прибавив обороты двигателя и приняв вправо, в сторону течения. Нос яхты при этом, как я уже отмечал, был направлен на камни южного волнолома. Зрелище то еще!
Также, на мой взгляд потерпевшего и его страховую компанию сгубило то, что капитан мог выполнить рекомендацию порта и “на автомате”снизить скорость перед входом в порт, возможно аж до 3-х узлов, как показано на фото.. Снос при этом мог увеличиться еще больше.
Рекомендации.
Как писал мой заочный учитель Адлард Колс в своей знаменитой книге "Под парусом в шторм" - основная причина попадания яхт в катастрофу - конец отпуска. Этот вывод, с виду странный и неожиданный, на самом деле имеет глубочайший корень. Расшифруем мысль мистера Колса. Яхтсмены, попавшие в переделки, как правило выходят в море тогда, когда нужно стоять в порту. И основная мотивация, приводящая к фатальному решению - билеты, обязательства на работе, и т.д. То есть обстоятельства, которые могут осложнить жизнь на берегу ставятся выше жизни судна а иногда и людей.
Моя первая рекомендация имеет, таким образом, "колсовские" корни:
Стой в порту при неблагоприятном прогнозе, а если уж вышел - держись подальше от земли в шторм.
Вторая рекомендация также пожалуй не моя, но МППСС (Международные Правила Предупреждения Столкновения Судов в море):
Наблюдение должно вестись с той интенсивностью и с увеличенным вниманием к тем обстоятельствам и факторам, которые имеют наибольшее влияния на ситуацию в данный момент.
В рассматриваемом случае самый важный фактор - курс, нужно было быть уверенным, что судно находится на надлежащем курсе, имеет безопасную траекторию захода. Это можно было сделать многими способами. но наиболее простым и очевидным я считаю наблюдение за ориентирами на берегу, позади входа в порт.
Ну и третья причина, которая также могла привести к катастрофе - уменьшение скорости на входе. Как видно из фотографий, вход в порт в таких условиях скорее похож на бар. А на баре стоит прибавить скорость, что бы не потерять управление от бьющих к корму волн.
Положительным опытом в этой истории, которым можно и заинтересоваться - это действие команды в катастрофе. Несмотря на возраст, они не пострадали, вовремя одели спасжилеты, а значит они хранились где и как положено.
PS
После прекращения зыби, сотрудники марины вручную, перемещаясь на динги, очистили волноломы от каких либо следов яхты.