Это статья о том, что должен знать и уметь начинающий яхтсмен:
- на прогулке,
- в круизе,
- в походе,
- на регате.
Обучение в нашем мире стремительно меняется, множество направлений в образовании упрощается и переходит в разряд услуг. Приспосабливаясь к подобным реалиям, мы в клубе подготовили список знаний и навыков, которые необходимы начинающим яхтсменам того или иного уровня для отдыха и передвижения под парусом. То есть предлагаем нашим потребителям несложный путь для быстрого и не сложного обучения. Каждый, более высокий уровень предполагает, что предыдущий уровень освоен. Разумеется, список приблизительный и далеко не полный, однако, он поможет читателю полноценно подготовиться к плаванию в той или иной роли в команде и решить, стоит ли войти в этот удивительный мир элитных развлечений: «самостоятельное управление парусной яхты в составе команды». В этой статье мы приводим лишь краткий список и основные инструкции для начинающих яхтсменов, то есть в принципе, эта статья позволяет в той или иной степени подготовиться к первым плаваниям. Дальше – больше! Если вам понравиться, то перед вами целое море и знаний, и навыков, и путешествий! Более подробную информацию вы легко найдете и на нашем сайте, и на других ресурсах, посвященных отдыху и спорту на парусных яхтах.
Предлагая вам перечень знаний и навыков, которые необходимо освоить в процессе подготовки к плаванию или во время его, хотим вас предупредить, что этот перечень только для тех, кто хочет быть полноценным членом экипажа. В противном случае, то есть если вы не уверены и хотите быть вне процесса – просто договоритесь с капитаном, что вы хотите просто бездельничать! Так, пассивно, проводить время на парусной яхте, почти во всех случаях тоже можно! Однако, напоминаем, что само по себе развлечение, как раз и заключается в том, что вы, в составе команды, самостоятельно управляете этим выдающимся изобретением человечества: парусной яхтой! Именно в управлении этим необыкновенным судном и заложен сам источник ярких ощущений и незабываемого опыта. Вам предстоит, в том случае, если вы выберете активное участие в плавании (к чему мы вас и призываем) захватывающее, яркое взаимодействие с волной, парусом и с командой!
От души, по-хорошему, завидуя вам, начинающим яхтсменам или тем, кто только решил попробовать, «приложить» себя к яхтингу, позвольте пожелать вам традиционное напутствие моряков: «Семь футов под килем!».
Знания и навыки
Итак, перед нами перечень навыков и знаний, которые вам потребуются на борту яхты, в первое время пребывания, до выхода, и (!) если у вас есть желание стать полноценным членом команды.
Прогулка на яхте: что нужно знать и уметь.
Уровень сложности 0 - 1
- Знать, где находиться личный спасательный жилет и уметь им пользоваться, то есть, если нужно, подогнать его под свой размер.
- Научиться определять откуда дует ветер, то есть понимать, какой борт яхты «на ветру», что такое «галс».
- Знать, что такое коренной и ходовой конец троса (веревки), уметь безопасно с ней работать.
- Уметь выполнять команды: «выбери», «потрави», «заложи», «отдай».
Некоторые инструкции для активных «катаемых» на прогулке:
1. Основа основ – безопасность.
Именно поэтому вам нужно знать, где находиться личный спасательный жилет и уметь им пользоваться, то есть, если нужно, поместить его в удобное для вас место и подогнать его под свой размер. Если вам это не предложил капитан (вернее шкипер или рулевой), попросите выдать спас жилет сами! Если душа просит – наденьте его немедленно!
2. Как научиться определять откуда дует ветер, то есть понимать, какой борт яхты «на ветру», что такое «галс».
Галс – это курс яхты относительно ветра в первом приближении. Галс определяется по тому борту, в который дует ветер. То есть если ветер дует в правый борт галс правый. А если в левый?
Как определить откуда дует ветер?
Используйте ощущения или «флюгарку» (небольшой флюгер, расположенный на самом верху мачты. Что такое мачта? Вам это нужно описывать? Может быть вы ищете что то, иное? Не про яхтинг и парус? Если так оно и есть, но попали к нам, яхтсменам? Попробуйте извлечь из этого выгоду! Продолжайте чтение! Очень может быть, что будет интересно!
По нашим наблюдениям, мальчики, которые провели детство в деревне, в сельских, не городских условиях, всегда точно определяют, откуда дует ветер. По естественной надобности.
3. Что такое коренной и ходовой конец троса (веревки)? Как безопасно с ней работать.
«Коренным» называют тот конец троса (в быту веревки) который где то закреплен. Для тех, кто впервые на яхте, знать где он закреплен, не нужно, важно другое, важно знать, где противоположный, свободный конец троса, поскольку все команды рулевого относительно этой «веревки» относятся исключительно к нему, то есть к свободному, или как говорят на яхтах, «ходовому» концу троса.
Теперь о том, как безопасно работать с ходовым концом веревки.
Если уж вы решились работать (то есть тянуть / не тянуть) веревки, то:
- Наденьте перчатки.
- Беритесь только за ходовой конец! Работать с тросом где то в середине опасно!
- Докладывайте рулевому (шкиперу) если нагрузка (усилия) слишком велики для вас!
Команды: «выбери», «потрави», «заложи», «отдай».
Давайте разберемся с этими важными командами.
Команда «Выбери».
«Вытяните» на себя некоторое количество троса (веревки). Количество измеряется метрами, сантиметрами или другими показателями, которые вам предоставит рулевой.
Например: «Выбери шкот до прекращения заполаскивания генуи!» (стакселя). Эта команда означает, что вы должны тянуть означеный трос («веревку») который называется стаксельь шкот, на себя, то того момента, когда передний парус (стаксель) приобретет неподвижную форму, то есть перестанет заполаскивать как флаг, во всей своей полноте, по всей площади.
Команда «Потрави»
Отдайте (от себя) некоторое количество троса. Насколько много опять же нужно понять по команде =рулевого. Например, если вы услышали команду «Потрави до заполаскивания наветренного колдуна стакселя!» то вам поручено отдать такое количество троса при котором начнет полоскать (беспорядочно крутиться) тонкая полоска из легкого материала, закрепленная на той стороне паруса, который встречает ветер, то есть на наветренной стороне парусины. Сколько отдать 2 сантиметра или 2 метра – решать вам!
Команда «Заложи»
Наверное, э то самая простая команда. Если вы ее услышали, то тот трос, который вы получили в свое распоряжение, необходимо зафиксировать. Фиксация происходит с помощью различных устройств, которые вам обязательно покажут. Ваша задача очень проста: воспользоваться этим устройством (стопор, утка и т. д.) и пресечь попытки троса выскользнуть дальше, чем та длина, которая определена рулевым.
Команда «Отдай»
Это самая сложная команда! Дело в том, что вам нужно осуществить не мысленное!
Вы должны предоставить тросу, который вам поручен, полную свободу! Более того, вам вменяется в обязанность следить за тем, что бы он (трос) ни в чем не обременялся и пользовался своей свободой с минимальными затратами, то есть без всякого сопротивления делал, то что хочет!
Например, если вы слышите команду «Отдать кормовой!», то вы сбрасываете с утки (крепежного устройства) ходовой конец кормового швартова (трос который крепил яхту к пирсу в корме) и следите за тем, что бы ваша веревка беспрепятственно (не создавая усилий, трения) была отдана и либо вернулась на борт, или осталась на пирсе в зависимости от того, как вас проинструктировал рулевой перед выходом (отходом) от пирса.
Круиз на яхте: какие требуются навыки.
Уровень сложности 1Теперь информация для тех, кто решил пойти дальше и решил выйти в море, в круизе (на отдых) в море. В КРУИЗЕ вам необходимо:
- Научиться пользоваться гальюном (туалет);
- Научиться размещать все свои вещи только в отведенном для каждого члена команды места, объеме. То есть не использовать общее пространство под свои вещи.
- Научиться все вещи убирать на место сразу (немедленно) после использования. Например пеленгатор, бинокль, кружки, стаканы во время плавания должны находиться либо в руках, либо на штатном месте.
- Научиться пользоваться газовой плитой и другими бытовыми системами яхты (вода, электричество, спасательное оборудование).
- Уметь вязать узлы: булинь, кранцевый и гаковый (на утке), прямой и некоторые другие.
Позвольте предложить вам самую важную инструкции из этого блока:
Как пользоваться «прокачным» гальюном (туалетом) на яхте.
Гальюн называется «прокачным», поскольку может, и откачивать воду из унитаза, и накачивать забортную, чистую воду.
Прежде всего основные правила:
- В гальюн (унитаз) ничего, кроме того, что естественным путем выходит из человека, ничего бросать нельзя. Для бумаги и прочих предметов используйте отдельный пакет.
- После использования гальюна переключите рычаг выбора режима в положение «закрыто». В этом положении гальюн не может, даже если сломается принять забортную воду, то есть затопить яхту. Это, как вы понимаете, важно.
- После наведения чистоты в «унитазе», в емкости, в которую вы все переместили из себя) заполните гидро - затворную трубу (трубу, через которую сливается вода из унитаза) чистой водой, то есть, когда в «унитазе» после использования, стало чисто, прокачайте ручным насосом 15 – 20 циклов или на 5 - 10 секунд включите электрическую помпу в режим «прокачки», если гальюн оборудован электрическим насосом.
Это основные правила. Теперь посмотрим, как пользоваться.
Итак. Вы отправили естественную надобность. Что теперь?
Если нужно откачать объем, переключите гальюн в режим «откачка» и откачайте лишнее. После этого, если «унитаз» стал чистым, переключите гальюн в режим «прокачка» и 15 – 20 раз для ручного или 5 – 10 секунд для электрического заполняйте гидро затворную трубу чистой водой. После этого переключите гальюн в режим «закрыто» (он же называется «откачка») и откачайте лишнюю воду из ёмкости.
Если то, что вы переместили в гальюн без воды не удаляется и она нужна, переключите гальюн в положение «прокачка («открыто») и качайте ручным или электрическим насосом столько, сколько вам нужно для того, что бы достичь чистоты. Можно комбинировать режимы («прокачка»/откачка»), то есть добавлять чистую воду или откачивать избыток, для того, что бы добиться чистоты. Используйте ёршик! Добившись чистоты, заполните гидро затворную трубу чистой водой, то есть прокачайте 15 – 20 раз ручным насосом или включите электрический гальюн на прокачку на 5 – 10 секунд. После этого откачайте лишнюю воду в режиме «закрыто» («откачка»).
Инструкция лишь на первый взгляд выглядит сложней, на самом деле вы легко привыкните пользоваться «аппаратом» за пару подходов!
Что нужно знать и уметь в походе на яхте в море
Уровень сложности 1-2
- Уметь расходовать воду и электричество в экономном режиме.
- Уметь «бухтовать» троса на временное и походное хранение.
- Уметь наблюдать: за другими судами, навигационной обстановкой, за погодными тенденциями, состоянием судна и экипажа.
- Уметь выявлять суда, пеленг на которые не меняется.
- Научиться «стоять на руле», то есть управлять заданным курсом яхты с помощью румпеля или штурвала.
- Понимать, как работает якорная лебедка и уметь ей пользоваться, знать разметку якорной цепи, понимать команды: «панер», «якорь чист», «цепь растет вниз».
- Уметь квалифицированно участвовать в швартовках и отходах яхты на местах: рулевой, швартовщик (носовой, муринг, наветренный и подветренный кормовые, страхующий)
- Уметь «считывать» данные навигационных приборов, картплоттера, датчиков.
- Уметь безопасно пользоваться реверс-редуктором двигателя (правило 3-х секунд).
- Уметь заправлять яхту водой и топливом, подключать яхту к береговому электро- питанию и отключать от него.
- Уметь ставить, убирать паруса и «брать рифы» в команде.
- Уметь готовить и принимать пищу при волнении.
- Знать курсы яхты относительно ветра (бейдевинд, галфинд, багштаг, фордевинд) и положение «левентик».
- Уметь управлять яхтой на остром курсе («по кромке ветра»)
- Уметь настраивать паруса на острых и попутных курсах.
- Знать названия тросов и уметь ими пользоваться:
- швартов (носовой, кормовой)
- муринг
- шплинт
- стаксель шкот (наветренный и подветренный)
- закрутка стакселя
- грота фал
- гика шкот
- оттяжка
- топенант,
- лези джек
- риф сезни (1-я и 2-я полка)
- погон гика шкота и погон стаксель шкота
- булинь
- закрутка грота
Что нужно знать и уметь для участия в регате
Уровень сложности 2-3
- Уметь отдыхать, вовремя ложиться спать, после гоночного дня или после вечерних церемоний.
- Знать, что такое спинакер, геннакер и код зеро. Знать конструкцию этих парусов, уметь их ставить и убирать, уметь их настраивать.
- Уметь и иметь дисциплину откренивать или прикренивать яхту по команду рулевого.
- Уметь распознавать яхты, с которыми сходится ваша яхта и уметь грамотно, спокойно об этом докладывать рулевому.
- Иметь представление о балансе яхты, уметь настраивать его с помощью грота и твиста парусов. То есть знать, что такое «твист» и уметь его настраивать.
- Знать правила старта, понимать стартовую процедуру, видеть стартовую линию.
- Знать основы гоночных правил.
- Уметь уступать сопернику, понимая, что безопасность важнее.
- Оказывать всю возможную помощь все членам регаты в гоночном флоте, другим морякам, на дистанции и на стоянках.