Текст: Олег Смирнов
Фото: Ольга Колесникова
Об опыте эксплуатации трейлерной яхты Elan 210 рассказывает Олег Смирнов. Яхтсмен, прошедший 50 000 миль в походах и морских гонках, в том числе одиночных и 'double handed’
В коллективной памяти яхтсменов, сохранившейся, несмотря на перестройки и прочие временные потрясения, при упоминании размера 6,5 метров сразу ‘всплывает’ образ минитонника. В бывшей нашей Родине, СССР, яхт этого класса было подавляющее большинство. Все яхтсмены старше сорока, наверняка, могут вспомнить знаменитую ‘Неву’, которую строили серийно и предлагали советскому потребителю по пусть и большой, но доступной для фанатика стоимости — примерно, как за новые ‘Жигули’. В итоге, яхты этого класса составили, пожалуй, 80% вымпелов всего яхт-флота СССР. С другой стороны, эти яхты и их владельцы, по существу, никак не участвовали в спортивной жизни страны. Несмотря на огромные возможности моно-флота, владельцы этих лодок совсем не спешили примкнуть к яхтсменам-спортсменам, готовым выжимать из яхты все возможное для победы на дистанциях. Связано это с тем, что ‘лицо’ владельца советского минитонника было совсем иным — это семьянин, разумно сочетающий приверженность парусу и отдых на воде с общением в круги друзей и близких. Ему было важно проводить время в неспешных походах по бескрайним просторам среднерусских или сибирских рек, водохранилищ и морей, наслаждаясь природой в исключительных, по тому времени, комфортных условиях дневного крейсера, о котором прочие туристы либо тихо мечтали, либо презрительно отвергали, клея в подвалах разборные надувные катамараны.
Первый удар по сложившемуся стереотипу владельцев минитонников нанес сформировавшийся в Великобритании и впоследствии переехавший во Францию класс ‘мини’. Яхты этого класса, весьма близкие по габаритам к ‘Неве’ вдруг стали героями трансатлантических гонок. Оказалось, что на основе сравнительно небольшого бюджета, высокой способности к транспортировке, яхты длиной 6,5 метров имеют великолепные возможности: с одной стороны, на ней вполне могут разместиться два отчаянных авантюриста-гонщика, с другой стороны, эта лодка довольно экономична в транспортировки к месту старта и обратно в трансатлантических баталиях. Да и общая стоимость затрат весьма невысока по сравнению с яхтами 50 70 футов (’монстрами’ в глазах минитоннера). Так что, флот этих небольших яхт быстро разросся и имеет на сегодня потрясающие перспективы. Для иллюстрации приведу несколько цифр: класс насчитывает 17 реализованных проектов серийных лодок; всего в классе зарегистрировано примерно 800 яхт; рекорд суточного одиночного перехода —294 мили; рекорд скорости —23.05 узла.
Класс ‘мини’ разделен на ‘профи’ и на ‘стандарт’: яхты делают либо по специальным проектам практически без технических ограничений, либо используют стандартные яхты, по сути — монотип. Главным событием класса является “Минитрансат” (гонка через Атлантический океан), в 2013 г. в регате стартовали 53 яхты.
Однако революция минитонников практически не затронула российский яхтинг. Причина прежняя — крайний консерватизм владельцев этих яхт, которые предпочитают тихие заводи и семейный отдых. Однако времена меняются. У минитоннеров подросли дети, им захотелось использовать родительское ‘корыто’ в спортивных целях, и ‘невки’ вышли на старт. И тут выяснилось, что в отличии от ‘Невы’, новые яхты этого класса — зарубежные и отечественные — являются полностью мобильными, то есть, трейлерными. Длина яхты (6,5 м) выбрана не случайно: при разрешенной транспортной ширине 2,5 метра, длина корпуса в 6,5 метров является практически максимальной: если при заданной ширине увеличить длину, яхта получается, либо валкой, либо тяжелой, либо то и другое, короче — не ходок.
Понемногу изменяется и отношение яхтенного гоночного сообщества к минитонникам —не без сложностей и недопонимания, но организаторы регат все же приняли в свои ряды гонщиков–минитоннеров. Правда, нужно честно отметить, что этот союз противоречив и неустойчив, поскольку требования судей и мерителей кажутся минитоннерам необоснованными, да и разбираться в тонкостях обмера владельцы минитонников не жаждут… Тем не менее, лед тронулся, и эти ‘динозавры’ советской эпохи потихоньку начинают гоняться.
В этой статье рассмотрены возможности одной из новых лодок этого класса — ‘Elan 210’ производства верфи ‘Elan’, Словения. И вот перед нами на акватории Московской области трудами дистрибьютора ‘Elan’, Морского парусного клуба ‘Шкипер’ , предстала новенькая маленькая яхта, оснащенная практически всеми возможными опциями. Опыт эксплуатации — сезон. Итак, разбираем по порядку.
Корпус
При набивке такелажа стало понятно — корпус прочный, что позволяет гоняться со звоном в тросах. Конструкция борта — ‘сэндвич’, при этом яхта обладает умеренным, с точки зрения гонщика, весом (1100 кг) и супер-легкостью, если ее оценивает турист. Вес балласта —360 кг. Плавник с бульбой, выступающая вперед, она может стать помехой при плавании в сильно заросших водорослями акваториях.
Лодка строится в двух вариантах: со встроенной системой подъема плавника и со съемной, устанавливаемой на крышу рубки, конструкцией. Наш случай — второй. Плавник поднимаем и опускаем, пожалуй, лишь для транспортировки на трейлере. За все лето никакой нужды поднять киль для подхода к необорудованному берегу не было. Интересно, что способ крепления в ‘боевом’ положении плавника прост и надежен: плавник крепится верхним фланцем к прочной металлической пластине восемью болтами. Такая конструкция не требует малого зазора между килевым плавником и швертовым колодцем, нагрузка от киля передается сразу на фланец, минуя швертовый колодец — просто и надежно. Нам это понравилось. Конечно, посадки на мель мы, хотя и избегали, но не избежали. Тем не менее, никаких сложностей с подъемом киля не было, как и не было проблем с уборкой киля в транспортное положение. При погрузке-выгрузке на трейлер киль убирается и ставится сам по себе.
Два пера руля позволяют управлять лодкой на любых кренах. При этом нужно отметить, что рулить лодкой нужно внимательно — яхта весьма резво откликается на любое движение румпеля. Нагрузки на румпель при средних ветрах — умеренные. Кокпит — просто огромный! На ходу в нем легко работают трое гонщиков и рулевой. На стоянке в него можно перенести столик и спинки из каюты, вообще, следует отметить, что ‘Elan’ славится мелочами: множество удобных и, казалось бы, таких естественных конструкций двойного–тройного назначения делают эти яхты очень и очень удобными. Еще одна новинка — быстросъемный ролик-кронштейн для якоря. Гонщики оценят: думаю, каждый из них перед каждой регатой посматривает с досадой на массивные якорные оковки!
Салон светлый, благо владелец не поскупился на дополнительные иллюминаторы, да и светлое дерево, используемое для отделки, идет на пользу. Высота в каюте не позволяет выпрямится во весь рост —с этим фактом владельцам минитоннеров приходится мирится. Все действия внутри яхты нужно совершать сидя: мыть посуду, готовить еду, одеваться. Неудобно, конечно, но если хочешь по дорогам ездить и хорошо ходить под парусом, ну нужно терпеть. Для некоторого облегчения жизни верфь предлагает съемные мягкие полки, которые вешаются на поручни. В них дома все можно уложить, а на воде из них все можно легко достать. Это что-то вроде сумок, которые удобно брать с собой, бросить в машину, отвезти домой чтобы не мыть посуду на яхте: дома удобнее. На прогулку можно выходить вшестером, гоняться лучше втроем, а на ночь с комфортом можно расположиться вчетвером. Все койки при этом достаточно просторные, все мы могли хорошо высыпаться.
Парусное вооружение
Наш вариант — с обычными парусами. Дакрон. Генакер 52 кв. метров с выдвижным бушпритом делает лодку весьма резвой, спортивной. Особенно, на бакштагах, конечно. Гоночных испытаний у нас было немного, да и те случались, когда на борту были малоопытные экипажи. Разогнать лодку до максимума не удалось. Можно лишь отметить, что потенциал у яхты огромный, парусов много, вес небольшой, балласт солидный. Задача следующего сезона в этом смысле для нас — ‘разогнать’ лодку до результатов в регатах. В обращении паруса очень удобны. Генуя ставится с помощью кармана на молнии на штаг. Оснащена закруткой. Грот со сквозными латами убирается в чехол с ловушкой. Ахтерштаг на ‘удочке’ — лавировать удобно. Все просто и надежно.
Двигатель
Наш вариант — система с убирающимся двигателем в рундук в кокпите. В рабочем положении двигатель опускается в колодец, управляется дистанционно. Выглядит очень красиво. У этого решения есть как достоинства, так и недостатки. К недостаткам следует отнести плохой доступ к двигателю. Например, когда он заглох и его нужно снова завести: приходится поднимать огромную крышку рундука, а она часто бывает завалена снастями, на ней стоят люди, которым нужно отойти. Короче, это — история. К тому же, рундук под кокпитом постоянно мокрый и в нем мало что можно хранить. Достоинство такого решения — простота хранения двигателя, его сохранность, и возможность потренировать швартовки, как на большой яхте с обычным дизелем, что может быть полезно для парусных школ. Для гонщика верфь предлагает быстро-съемный транец (у нас есть и такой) для обычного подвесного двигателя.
Электроника
Особенности нашей яхты — полный набор электроники плюс некоторые дополнения. На яхте есть все, что есть на ‘старших братьях’: ветроуказатель, три-дата (лаг, лог, температура) и даже автопилот. По опыту эксплуатации можно сказать, что все пригодилось, пользоваться удобно. И автопилот вполне оправдан: в гонках с малым количеством рук автопилот — незаменим.
Транспортировка и хранение
Лодка едет легко за автомобилем массой около 1200 кг. Если авто тяжелее, то ход будет более плавным. Трейлер оснащен европейским разъемом на 11 контактов, требуется переходник. За лето наш трейлер ездил не так уж много, однако можно отметить, что наши слипы и территории яхт клубов существенно отличаются от европейских и к трейлеру нужно относится бережно. Как вариант, можно предложить выбрать отечественный трейлер, более прочный, рассчитанный на наши дороги и, немного повозившись, приспособить под Elan. Трейлер может поставляться с ложементами и с роликами, на которые можно самостоятельно заводить яхту лебедкой прямо из воды. Однако для этого способа вытаскивания яхты опять–таки нужен хороший бетонный слип с небольшим углом подъема. Рассчитывать на то, что вы вытащите яхту самостоятельно где-нибудь на Белом море без трактора, не приходится, поэтому лучше все-таки второй вариант — ложементы. На них яхту можно поставить автокраном. А автокранов у нас нынче чуть ли не больше, чем тракторов.
Еще одна приятная опция— ‘четыре точки’. Для подъема яхты не нужны лямки: достаточно продеть обычные гаки обычного автокрана в специальные убирающиеся петли, установленные на палубе. Лодка висит гораздо надежнее и подъем проходит гораздо быстрее, да и лямки возить с собой не нужно. Для хранения есть одно интересное решение. К транцу нашей ‘Elan 210’ можно прикрепить сварные подставки из нержавеющей стали — ‘ноги’, благодаря которым лодка может стоять без прицепа и ложементов на берегу на трех точках: две ‘ноги’ и бульба. Доступ к корпусу для обслуживания – идеальный!
Выводы
‘Elan 210’ можно назвать сверх-универсальной трейлерной яхтой — без компромиссов для разных областей применения. Как гоночную яхту мы пока можем оценить ее на сегодня только по параметрам: они на уровне стандартных яхт этого класса. Гоняться, стало быть, можно. Как круизер и семейная лодка, ‘Elan 210’— безупречен. На яхте есть все: био-туалет, столики, мойка, лестница для купания, якорное устройство, огни, двигатель, множество отсеков, рундуков для хранения вещей и т.д.
Технические характеристики яхты |
|||
Полная длина |
6.34 м |
Подвесной мотор (опция) |
6 HP |
Длина корпуса |
6.34 м |
Грот |
16.5 m2 |
Длина ватерлинии |
6.13 м |
Стаксель |
11.6 м2 |
Ширина макс. |
2.50 м |
Генакер |
52.0 м2 |
Осадка – макс./мин |
1.55 м / 0.50 м |
I |
8.65 м |
Высота |
10.60 м |
J |
2.54 м |
Водоизмещение |
1100 кг |
P |
8.54 м |
Порожнее водоизмещение |
990 кг |
E |
3.06 м |
Балласт |
360 кг |
Категория CE |
C |
Водяной танк (опция) |
55 л. |
Дизайнер |
Rob Humphreys Yacht Design & Elan Design Team |
Топливный танк (опция) |
20 л. |
|
|
|
За более подробной информацией можно обратиться к дистрибьютору яхт ‘Elan’ в России в Морской парусный клуб ‘Шкипер’
тел. +7 (495) 201-17-56