Прежде чем начать описывать структуру команды и её должности, хочу сразу отметить главное, без чего команду строить нельзя. Основной принцип построения команды. Он состоит в том, что:
Интерес команды выше интереса любого её члена в отдельности
Основной принцип построения команды позволяет ей не просто побеждать, а элементарно существовать. Образно говоря, как только кому - то из членов команды удается поставить свой интерес выше командного - команду можно распускать.
Яркие индивидуалисты, ставящие перед собой задачу неприкосновенности собственных интересов, вряд ли смогут найти место в команде парусной гоночной яхты. Как и все моряки, яхтсмены - гонщики должны уметь думать "командной головой". И если ценности выстроены иерархически верно, то тут же яркий индивидуализм встроенного в команду гонщика станет служить на пользу всей команде.
Довольно тонкая грань, но знание этой грани - путь успеха в построении успешной, "звездной" команды, где яркие личностные качества дополняют командную сплоченность.
Итак, если в команде главенствует коллективный разум и есть лояльность каждого яхтсмена к команде, а лучше даже преданность ей, то с этого момента можно говорить об обязанностях, их распределении и о прочей, теперь по сути, рутинной работе.
Задача тренера, в смысле расстановки яхтсменов по должностям, состоит в том, что бы распределить силы оптимально - каждого на его наиболее эффективное место. Какие же это места?
Начнем с самых внешних факторов: квалификации, опыта, физических данных.
Прежде всего стоит обозначить количественный состав. Полноценная команда крейсерской гоночной яхты состоит минимум из 6-ти 7 -ми человек. Для яхт длиной до 40 футов этого количества яхтсменов может оказаться достаточным. Однако будет лучше, если в команде сорокафутовика, участвующего в гонках по треугольнику, петле (в заливе) будет 9 10 человек. Такое же количество спортсменов нужно для участия в регатах средней протяженности (200 600 миль) в открытом море. Для коротких гонок в открытом море (20 - 80 миль) с яхтой может управиться команда из 6 и даже 5 человек. Иногда, то есть в устойчивые слабые и устойчивые средние ветра это количество может быть даже предпочтительнее.
Для яхт большего размера 50 - 60 и боле футов. картина довольно значительно меняется. Появляются специальные должности, связанные с большой физической работой и даже администрирование большой команды. Количество яхтсменов в команде растет как на дрожжах и вряд ли стоит выходить в море даже на тренировку, если на борту 60 - 70 футовой яхты нет 15 - 17 человек. Меньшая команда с такой яхтой просто не справится.
Как же распределяются силы в команде? Рассмотрим наиболее широко распространенную команду 35 - 40 футовой гоночной яхты.
Для успеха участия в регатах команда такой яхты, должна сочетать квалификацию, опыт с хорошими физическими показателями, выносливостью. Пи этом не стоит забывать, что это сочетание должно строится на основе дружеских, партнерских отношений, коммуникабельности. Попросту говоря экипаж можно условно поделить на две взаимо обогащающие половины:
Опытные и Сильные
1. Опытные.
Эта часть команды должна состоять из 4-5 человек: рулевой, триммеры, питмен и баковый матрос (кто - то из них может совместить функцию тактика). Можно уменьшить количество опытных яхтсменов, но результат будет снижаться. Можно исключить совмещения для тактика, то есть оставить его работу только ему самому, и результат будет выше.
Чем занимаются эти уважаемые (опытные люди с максимальной квалификацией) на борту гоночной яхты во время регаты?
Рулевой – ключевая фигура на акватории гонки. От него требуются два основных качества:
- Способность вести лодку с максимальной скоростью на уровне автоматизма
- Находится в нужном месте дистанции в нужное время гонки.
Для реализации этих качеств рулевой должен обладать: квалификацией, способностью принимать взвешенные решения на основе ощущений, хладнокровием, расчетливостью, контактностью с экипажем. Часто рулевые приходят в уже сложившуюся команду временно, на серию гонок или регату. Это распространенное явление весьма оправдано как из-за высокой стоимости работы рулевых, так и из-за их значительной загруженности. Кроме того, рулевые могут тренироваться только таким образом 0- участвуя в различных регатах с различными экипажами. Только таким образом, "гастролируя" от команды к команде, наблюдая за действиями более сильных коллег, рулевой может нарастить свои "мускулы"
Триммеры (настройщики парусов). Качества этих двух человек (грот и стаксель) во многом схожи. Они должны обладать способностью к постоянной и терпеливой работе по настройке парусов. Их задача: создавать максимальную тягу парусов на всех режимах во время гонки. А если еще немного углубиться в теорию, то из задача состоит в том, что бы паруса шли через ветер с минимальным сопротивлением.
Для выполнения такой задачи триммеры должны быть также квалифицированными, трудолюбивыми и внимательными в течении всей гонки. Однако основное качество триммера: чувство ветра. Описать его невозможно. Самого по себе такого чувства у людей нет, речь идет о способности настройщика анализировать весь комплекс испытываемых чувств
Триммер грота должен обладать, кроме этого, выдающимися физическими возможностями, поскольку его работа сопряжена с физической нагрузкой и значительно самоотверженностью. Поскольку ход гонки триммер грота практически не видит, поскольку для решения своей основной задачи ему приходится все время следить за балансом яхты, то есть смотреть назад, на штурвал или на румпель.
На этих ролях (триммеры) не грех использовать мастеров спорта с высокой квалификацией и опытом.
Тактик. Высоко - квалифицированный яхтсмен. Задача тактика – контролировать тактическую обстановку на дистанции и вырабатывать рекомендации рулевому. Для успешного участия в регате эта роль должна быть отдельной, не совмещенной с никакой другой ролью.
Питмен («пианино»). Эта должность для спортсмена с углом зрения 360 градусов и с возможностью выполнять несколько операций одновременно, контролируя каждую из них. Его качества – внимание, самоотдача, скорость. Роль питмена хорошо выполняют молодые спортсмены, обладающие особой внимательностью к коллегам, однако их квалификация должна быть достаточно высока.
Баковый матрос. Эту роль в команде часто предоставляется девушкам. Задача бакового матроса: проводка передних парусов перед постановкой и уборкой (сменой), поддержка рулевому на старте. Основные качества бакового матроса – уравновешенность, небольшой вес, смелость. Баковый матрос также должен привлекать внимание спортсменов в кокпите и вызывать умиление судей на старте. По основным показателям выходит, что миниатюрной, физически сильной и уравновешенной девушке здесь самое место.
2. Сильные.
Таллер. Это помощник триммера стакселя. Его основные качества – физическая сила и знания настройщика. На эту роль в любой момент можно пригласить физически крепкого человека с начальной квалификацией. Если пара триммер - таллер "споется" через несколько гонок он "подсидит" триммера.
Мачтовый. Основные качества – «скороподъемность» (способность выбрать фал за несколько секунд), внимательность, объемное воображение, такое же как и у бакового матроса. Мачтовый является помощником бакового матроса и коммуникатором между баком и кокпитом. Эту роль наиболее удобно совместить с ролью тактика. Если такового совмещения нет, то на этом месте мы видим молодых физически развитых людей, с высокой моторной скоростью, желательно высокого роста. Ну а если уж честно и несколько цинично, то от мачтового требуется не сколько рост, сколько длинные, достающие до палубы руки.
Свиппер. Помощник для всех. Основная задача – уборка спинакера и работа на ахтерштаге. Здесь можно пригласить в команду молодого яхтсмена, которому важен дальнейший рост квалификации. На этой и подобных ролях (мачтовый, таллер, гриндер) крайне не эффективно использовать мастеров, профессионалов. Их самолюбие будет мешать команде.
Гриндер. Должность можно сказать одиозная. Основная задача – крутить лебедки по командам триммеров. Обычно их два молодца «одинакова с лица». Если команде нужен результат в гонках, особенно в заливе, без подготовленных гриндеров ей не обойтись. Это физически развитые и выносливые люди. Их квалификация менее всего важна из всех описанных ролей.
Для гонок в открытом море даже сорокафутовику нужен также особый человек.
Навигатор. Вообще-то навигатор нужен всегда, но в гонках средней и большой протяженности отсутствие навигатора практически катастрофично!
Задача навигатора - найти наиболее быстрый путь к финишу, исходя из погоды и поляры яхты. Должность эту описывать сложно столь и неблагодарно. Автору с навигаторами встречаться не пришлось, как только появится такой опыт - обещаю поделиться. По сути дела навигаторы яхтсмены создали свой закрытый клуб. Он и уникален и немногочислен. Потребность в навигаторах достаточно серьезная, но и предложений в мире для них ограниченное количество.
Заключение.
Описанная структура команды - е панацея. Ваша команда может быть организована и по-другому. Однако процесс стандартизации, глобализации не обошел и парусный спорт. Используйте основной принцип все моряков. Используйте при создании команды хорошую морскую практику:
"Научись у тех, кто уже прошел этим путем, а потом ищи свой!"