Aegean regata 2005

Мармарис, Yacht Marina, яхта «Синтия»
31 августа 2005 г.

Мармарис

Полуденная жара спала, солнце к 6 часам вечера уже палит не так нещадно. Я взял нехитрые рыболовные снасти и перебрался из-под большого тента на бак, чтобы там порыбачить. Поймать небольшую рыбёшку на «живца». Рыбы немного, она хоть и прикормилась, клубится у поверхности, но наживку не берет. Здесь, на Средиземном море, рыба хитрющая. Вода довольно прозрачная, рыбаков – хоть отбавляй, надо как – то выживать. Не клюёт.

Вдруг – в глубине, вижу крупную, в моём понимании, рыбину. Она довольно спокойно подбирает кусочки хлеба на глубине примерно два – три метра. Затаив дыхание, опускаю крючочки поглубже…

Как быстро и непоправимо изменился мой мир! Еще несколько дней назад я был в азарте гоночной борьбы, вся моя жизнь определялась ритмом этой парусной гонки! А теперь – «опускаю крючочки поглубже»!

21 августа 10-17. остров Астепалайя, Греция. Старт.

Сильный и ровный ветер 6-7 баллов. Со старта уходим во втором эшелоне – неудачно! Кляну себя и свою не проснувшуюся команду! Еще бы! Двое новобранцев, впервые вступившие на яхту, приехали на остров Астепалия, откуда только что стартовала гонка, в 3 часа ночи! В пять мы, познакомившись, легли спать, а в 8 подъем! К 9-00 нас уже вытолкали в море. Мы стояли 8-й лодкой, борт о борт. А всего в этой тесной гавани Астепалия набилось примерно 80 яхт. Когда тут спать! А уж о тренировке я и вовсе не заикаюсь!

Да я и сам не в лучшей форме. Три дня мы шли на ветер. Все 120 миль – встречного ветра. И в каждый день важные дела. В первый день – закрыть турецкую границу. Во второй день – открыть греческую, на о. Сими. В третий день – подать заявку на участие в гонке в рейс комитет и встретить команду! Лена, моя жена, чуть не плачет от усталости. Но мы всё – таки стартовали! Впереди (о, ужас!) 58 миль гонки с неподготовленным и не выспавшимся экипажем!

Анатолий, один из героев, впервые вступивший на палубу яхты, старается. Конечно, получается не всё, иногда, похоже, он осторожничает, крутит лебёдку сидя, за что и получает п… от меня, но не обижается, старается. Пожалуй, хорошо все обошлось, без крайних мер! Старт - время горячее, нервное.

Многие стартовали с зарифленными гротами, но мы пока несем всё, ветер наш, сильный, галфвинд. Dufour 2800 с такой короткой мачтой и высокой надстройкой этот ветер любит. Для экипажа это тоже подарок – работы почти никакой. Девушки откренивают, мы с Анатолием потихоньку куём финиш.

Оглядываю соперников. Флот идет ровно, кто- то ровно уходит, кто – то ровно отстаёт, похоже, халявы не будет, шкиперы ошибок в управлении не делают, рулят грамотно. Ветер понемногу раздувается, рифлю геную, ходов не теряю, порой несемся 8,5 узлов! Совсем неплохо! Через 40 минут сходит турецкая яхта – проблемы с рулём, они возвращаются на Астепалаю. Как потом выяснилось, в этот день сошла ещё одна яхта. У нас все в норме, вовремя рифимся, вовремя добавляем.

Главное испытание для нас сейчас – дистанция, время. Совершенно не прокачавшийся экипаж для меня – главная забота! Юля, девушка, решившая пойти в гонку по объявлению в интернет, потихоньку бледнеет. Сажаю рядом с собой, поём залихвацкие песни, но поздно – петь надо было чуть раньше. Похоже, я её все- таки прозевал. Юля травит. Вернувшуюся на палубу Юльку от души поздравляет вся команда! Крещение состоялось, теперь никто не может сказать, что она - салага! Анатолий держится хоть куда, ровно все время жил в море! Вот это подарок! Теперь я спокоен, оба героя абсолютно адекватны! Укачавшаяся Юля потихоньку начинает улыбаться и теперь уже поёт стройным голосом (лучшее средство от укачивания!), Анатолий вообще как будто тут и был всегда, работает безотказно!

Качка довольно сильная, но с хорошей периодичностью – лодка идет по волнам. Лена умудряется приготовить обед! Отлично, ребята!

Одна из яхт, которую мы долго и с трудом обгоняли, уходит немного полнее. Вначале я не обращаю на неё никакого внимания – мало ли, что там сзади делается, однако перед финишем о ней пришлось вспомнить! Лодки шли немного круче, чем мне представлялось целесообразным, однако, так шли все яхты, и я решил, что они местные и им виднее, увязался. А вот этот, 65-й, пошёл полнее, обошёл островок с подветра и заодно обошёл меня! К вечеру ветер отошёл, мне пришлось нести грот на «бабочке», а он подкатил в бакштаг и был таков! Наука! Действуй по своему разумению, по чужому всегда успеешь!

Однако результат – 9-е место из 19-ти яхт нашего дивизиона. Не первые, это обидно. Но и не последние – это приятно!

Клюнула! Мысли и воспоминания рухнули как спинакер после поворота на лавировку! Рыбина зацепилась за крючок! Теперь все зависит от меня! Потихоньку подвожу рыбину на поверхность, здесь спешка не нужна. Рыбина кружит у поверхности, я не тороплюсь, жду момента.

23 августа. Остров Тилос. 10 22. Старт второго этапа.

Стартуем гораздо лучше, почти первые, тем более, что наш старт, старт ORC класса, дают после того, как лодки IMS класса уходят со стартовой зоны и отходят на некоторое расстояние, поэтому можно посмотреть, примериться.

Можно сказать, что мы ORS - любители, а они IMS, профессионалы. Ну а если объективно, то там просто лодки «заряженные», идут быстрее.

Финиш будет на острове Сими. Накануне вечером я посидел над картой и решил, что, как и на предыдущей гонке, на Rodos Cup, я пойду ближе к Турции, там в прошлый раз ветра было больше и те кто пошёл длинным путем, пришли раньше.

Ухожу круче. Иду почти самый крайний, в полветра. Скорость конечно побольше, но путь длиннее, надеюсь на то, что ветер усилиться. Проходит час, другой. Ветер без изменений, все соперники рядом.

Штиль. С трудом удаётся держать лодку лагом к волне. Шкоты выбраны, генуя зарифлена. Раскачиваясь на волнах, хлопая парусами, Синтия пусть медленно, но движется. Через пять минут все соперники начали делать то же самое. Обедаем.

Ветер пришёл сразу всем. Снова напряженная борьба за каждый порыв. Однако ветер слабый и нас постепенно обходят, Синтия любит ветер посвежее.

В самый напряженный момент, на подходе к острову мы замечаем, что две лодки, идущие далеко впереди, вдруг повернули в узкий пролив между островками возле Сими. Там путь короче, но пройти под парусами там почти невозможно, поскольку в проливе может стихнуть ветер и тогда придется запустить дизель и, соответственно, сойти с гонки. Однако, гоночную инструкцию, как мы не изучали, запретов на проход проливом не нашли. Принимаем решение пройти проливом. Поворот фордевинд на правый галс. Идем к проливу. Внимательно наблюдаем за лодкой, идущей впереди: заштилела и возвращается!

Поворот! Возвращаемся к флоту. Позиция гораздо хуже, как ни как сделал крюк! Явная, досадная ошибка!

Ветер усилился, и мы стали потихоньку нагонять и обгонять.

Буй! Желтый буй у мыса! Как важно читать гоночную инструкцию! Впереди идущие лодки обходят его правым бортом, я делаю то же самое. Это вполне логично, справа берег. Однако все конкуренты сзади обходят буй левым бортом, почти у самого берега! Зачем он тут стоит?! Нас опять обошли! Они читали инструкцию внимательней! Что ж, поделом! Гонка состоит не только из самой гонки, а еще и из подготовки к ней!

Финиш против сильного ветра. Лавировка с зарифленными парусами. Узлы на шкотовом углу генуи пару раз зацепляются, повороты смазаны, откренивающая команда по пояс в воде, не успевают за экстренными поворотами, финиш! 15-й результат. Провал!

Нет, с рыбиной я так не поступлю, я её добуду. Медленно, но уверенно, подвожу её к поверхности и быстро, но без рывка, вытаскиваю из воды! Время замерло. Я несу рыбу по воздуху на палубу яхты. Полметра, метр. Теперь надо понести над леерами, метр двадцать, ещё чуть – чуть… Всё! Рыба висит над палубой. Открываю якорный ящик. Теперь ей не спастись! «Лена, смотри, кого я поймал!»

Рыбацкие истории

Рыбина и впрямь диковинная. У неё как будто два этажа. Глаза на втором, щёки – на первом. Почти не бьётся. То ли не боится, то ли не верит в скорую смерть. Странная рыба. Похоже, у неё есть чему поучиться. Глотает воздух маленьким ртом – не хищник, шевелит жабрами. Налью-ка я ей воды – пусть ещё поживет эта странная рыба. Замечаю в себе странные ощущения, похожие на родственные. К рыбине. Что-то в нас есть общее. Опускаю её в тазик с морской водой. Не знаю, что с тобой делать! Вроде ты моя добыча, а вроде ты совсем не жертва, не боишься смерти. Не знаю…

Остров Сими

Мы отшвартовались в последних числах, сходить на берег – целая история, по всем лодкам, босиком, перелезая через леера, здороваясь со всеми, кто встретится. Гавань, по греческим понятиям просторная, но заходят такие пароходы, что перекрывают бухту поперек.

Народ в гонке самый разношерстный. Есть «профи», мы почти не видим их, они почти все живут на больших яхтах, сопровождающих гонку, говорят, даже король Греции идет с нами.

Впрочем, король у них, в Греции персона не самая важная, мы его никак не ощущаем. Из важных персон можно выделить, пожалуй, министра правительства Эгейского моря (есть оказывается такое!), он иногда встречается на вечерних прогулках со своей свитой, но нам и до него нет особого деле – мы здесь ради гонки, Греции, и, похоже друг для друга.

Команда наша назвалась «Семен Семёныч». Что тут скажешь!

Цитаты из любимых фильмов, которыми просто сыпет Анатолий, делают каждый рейс похожим на просмотр советской киноклассики. Центральный эпизод в гонке:

- Вина?

- Хорошо бы! … Пива!

«Хорошо бы» идет весьма хорошо. Пожалуй, только Юлька к «Хорошо бы» почти равнодушна. Вина?

25 августа. Сими – Родос.

Старт уже совсем неплохой, мой шкотовый кое-что стал понимать в парусном деле, тянет веревки по делу, без нытья. Не то, что на берегу.

Пришлось немало попотеть, затаскивая обленившегося «Семен Семеныча» на прогулку по острову, по его верхней части.

«Ребята! Разве нет кафе пониже! Зачем же так высоко подниматься! Мы опоздаем на церемонию! Где тут дорога вниз?»

В малодушное нытьё никто не вовлекается, команда, в целом, с интересом посещает старый город, прилепившийся на скалах, любуется пейзажами с самых верхних точек: «Лепота!»

В переходе с Сими на Родос самое главное пройти первые 8 – 9 миль до турецкого мыса Ала бурун. Там ветер раздувается, и все понесутся примерно одинаково, а вот до него надо поискать дорогу.

Накануне вечером, беседуя с хорошим знакомым и успешным шкипером Никосом, я спросил: каким путем пойдешь?
- по ситуации, и добавил в шутку – держись за мной!

Он гоняется в IMS, стартует раньше. Лодка у Никоса меньше нашей, 26 футов, но идет очень хорошо. «Музмулла» называется. Прошлой осенью он взял первое место в Marmaris Race Week! У него можно поучиться.

Лавировку на Ала бурун выигрываем у очень многих яхт, это вдохновляет. Мы не ввязались в борьбу в общей массе, идущую к Турции, а ушли под Сими вместе с ещё одной яхтой. Она идёт вообще под самым берегом, часто штилеет, но курс не меняют. Как потом выясниться их тактика оказалась успешной, но у них спинакер, и они ищут попутного ветра, а нам он ни к чему.

За мысом подхватываем ветер и уходим прямиком на Родос. Через час прямиком идти уже невозможно. Лавировка под ветер. То бабочка, то бакштаг. Соперники подтянулись. Нас обходят две лодки покрупнее. С трудом, но всё же они уходят вперед. Бессилие. В этой ситуации ничего сделать нельзя, чем больше дергаешься, тем короче жизнь!

Рыбина моя почти не двигается. Лежит в тазике на боку, то ли мелко, то ли по-другому уже не может. Но не паникует, шевелит узкими жаберными щелками. Живет в таких условиях, какие имеет. Что мне с ней делать? Как её чистить, как приготовить?

Финиш у Родоса.

Наверное, никогда не забуду этот финиш. Я его потерял! Правый финишный буй обошёл левым бортом! Запросили по радио рейс-комитет – финиш не принят! Поворот, пересекаем финишную линию еще раз, и ещё раз, в нужном направлении. Пока делаю все эти маневры, финиш принимают ещё у двух яхт! Срыв по полной!

Самое ужасное, что в предыдущей гонке, на Rodos Cup, и именно у Родоса мой финиш был почти такой же. Правда, тогда, в последний момент, я всё-таки повернулся правым бортом к бую, я просто счел опасным обходить буй справа, там просто мелко! Финиш, был принят. Пусть не самый лучший, ведь я шёл 5-10 секунд вдоль линии финиша, но не провальный, как сейчас!

12-я позиция! Только на финише я потерял минимум две позиции! Столько работы, удачной лавировки, отличный старт - и все на с марку! Мне обидно и стыдно! От досады хочется плакать! Но какая у меня команда! Все поддерживают: Ты самый лучший шкипер! С кем не бывает! Мы с тобой!

Спасибо, ребята… Вы - лучшие!

Решено перечитать гоночную инструкцию от корки до корки, разобраться со всеми буями и сигналами. Ну, а пока, день отдыха. Утром организаторы приглашают нас в экскурсию на акрополь в соседний город Линдос. Когда-то он был столицей одного из трех государств, расположенных на Родосе. Идем гулять по древнему городу, акрополю. Впечатляет!

Акрополь, в переводе – «верхний город». В те времена его строили для защиты от нападений, где можно было укрыться на время войны. Там собирали запас продуктов, воды. Там же были построены главные храмы, школы.

Заходим в приглянувшийся ресторанчик. Вкусно! Угощает матрос Юлька! Вот это да! Спасибо! Бочка рома нам ни к чему, а за «Хорошо бы» - отдельное спасибо!

27 августа. Четвертая гонка. У Родоса.

Команда наша уже совсем не та, что в начале! Теперь это действительно команда, и на старт мы выходим за победой! «Так значит, нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!» Поём, подбадриваем друг друга! Веселей!!! Начинается гонка у Родоса. 12 миль.

Старт! Лавировка на первый знак. Если бы не малый рост! Перекрыли наши парусочки большие яхты, и мы несколько запаздываем. Однако, тактически старт грамотный, у наветренного буя, и нашим соперникам, идущим в лавировку лучше, приходиться нагонять. «Синтия» в лавировку ходить не любит. Паруса пузатые, борта и рубка высокие, мачта короткая. Нас постепенно обходят все яхты. На первый знак прихожу последним, «облизываю» его бортом. Отыгрываю этим маневром сразу метров двадцать у соперников, обошедших знак с запасом! Видел бы меня в этот момент мой наставник Толя Большаков! Его наука!

Начинаем потихоньку догонять на попутном ветре. Ветер скисает, мы быстренько обходим большую лодку, вставшую, как монумент, но наши маленькие соперники никак не уймутся! То мы их достанем, то они нас.

Ветер совсем стихает. Мы отстаем. Большая лодка сходит с дистанции! Обидно, ведь теперь мы опять последние! Второй знак обхожу опять удачно, как на учениях, что-то отыграл, уходим на лавировку к финишу. Я ухожу в море, а ближайший и уже единственный видимый соперник контрится к берегу. Есть шанс, это явная ошибка. Вертер позволяет идти почти к цели, контрится так рано бессмысленно!

И точно, ветер немного отошёл! Иду почти на финиш! Но те, что впереди, поняли ошибку, повернули, идем рядом, но они идут немного круче, уходят! Финишируем все- таки последние.

Результат: 8-е место. Лучший для нас результат в гонке! 10 яхт сошло – не укладывались в лимит времени. Мы обсчитали только одну яхту. Причем совсем неплохую. Поздравляю команду! Для нас это победа! Мы все-таки прошли все этапы, держались в середине, рядом с профи и местными, два матроса в команде вообще впервые на яхте! Конечно это победа

Итоговый результат: 10-я позиция из 18-ти! Совсем неплохо

Ну, как ты там, рыбина? Заглядываю в якорный ящик. Увы, похоже, сдохла! А я пришёл тебя отпустить. Неудача, жалко тебя, ты настоящий боец! Беру её за хвост – не шевелиться. Ни какой надежды. Жаль, прямо кошки скребут. Стоп! Шевельнула жабрами! Ну, давай милая, дыши! Бросаю её за борт! Она в глубину, ходами! Вот драпанула! Без промедления! Ну, молодец! На душе отлегло! Успел-таки приз вручить хладнокровной! Живи, рыбина!!!, ребята, есть, куда расти!!

P.S. После заключительных церемоний матрос Анатолий покинул команду улетев с Родоса, а матрос Юлька увязалась за нами, мы ушли в Турцию втроем. Она улетела в Москву из Анталии. Теперь мы все четверо созваниваемся и готовимся к новым гонкам и походам! Недавно у Юльки был день рождения. Поздравили все!

Фото как видите совсем не касается самой гонки. Простите, но в самой гонке снимать было невозможно!

Олег Смирнов

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!